“Забота о себе” … Исследование концепции в двух недавних сборниках статей

… За рубашкой в комод полезешь, и день потерян.
И. Бродский

 

А если полезешь по интересной ссылке “на минуточку”, так и полгода пройти может. Примерно столько времени я собиралась сделать здесь свою первую запись. Зачиталась…

Итак, сдаю на благо сообщества найденный клад – полновесные сборники статей на тему заботы о себе.

Во-первых, это Материалы Международной конференции, посвященной концепции заботы о себе в истории педагогики и культуры (2015), общим объемом более 1400 страниц.

Вернее, это только Часть 2 – «Что-то ведет нас в глубь самих себя», она-то и доступна по ссылке выше.  Часть 1 («Постоянство пребывания с собою») вышла отдельной книгой и её краткое содержание приведено в Части 2, а Часть 3 – «По дороге с самим собой» (2017) значительно меньше по объему и пока доступно только её библиографическое описание и содержаниеРазделы междисциплинарного сборника включают в себя историю практик заботы о себе и различные ракурсы (философия, психология, этика, педагогика и социология заботы о себе), переписку (в том числе, и с М. Эпштейном), заметки и проекты книг и антологию переводов зарубежных исследований.

Кстати, в этом издании представлена статья нашего коллеги С.В. Борисова “Практика философствования как опыт «заботы о себе»”. Кроме того, доступны статьи  Ю.А. Асояна, частично повторяющие контент Части 3:  “Мужество истины” и “забота о себе” у Фуко (возражение Лоренцо Бернини) (2017), “Культура себя”: к генеалогии одного понятия Мишеля Фуко (2012) и К генеалогии идеи культуры: платоновская”пайдейя” в интерпретации М. Хайдеггера и В. Йегера (2014).

Во-вторых, это сборник материалов Международной конференции в Томске, 2017 – «Забота о себе» как образовательная практика современного классического университета. Содержание сборника: Раздел 1. «Забота о себе» – концепт европейской философии образования: от древних традиций к современности; Раздел 2. «Забота о себе» в ситуации трансформаций современной образовательной субъективности: идентичность студента и преподавателя; Раздел 3. Обновление образовательных практик современного российского университета: проблемы и перспективы; Раздел 4. Современный студент: культивирование заботы о себе.

В заключение, цитата из статьи, где показаны оттенки смысла заботы о себе (“Культура себя”: к генеалогии одного понятия Мишеля Фуко):

В свете сказанного стоит взглянуть на известное выражение Цицерона о философии как cultura animi. … Когда Цицерон во второй книге «Тускуланских бесед» говорит «philosophia… cultura animi est», то речь здесь вовсе не об образовании – παιδεία (отношение которого с философией полно противоречий). Речь идет о той «заботе» – cura sui, επιμέλεια έαυτου, история которой привлекает Фуко и которой он дает наименование la culture de soi. Соответствием cultura выступает не пайдейя, а либо επιμέλεια, либо, даже в большей степени, θεραπεία. Фуко замечает, что Платон для «заботиться» употребляет глагол θεραπεύειν, у него много значений – попечение о здоровье, служение хозяину, отправление культа. …

Сближая культуру и пайдейю, Йегер провозглашает пайдевтическое ее толкование. Это толкование аксиологическое, ценностное. Еще в 30-е годы Хайдеггер критиковал современную ему философию культуры за безотчетную склонность к мышлению в категориях ценности. … Следуя по стопам Пьера Адо, Фуко находит иные возможности. Его «культура себя» насыщена терапевтическими коннотациями, ее понимание вполне заслуживает быть названным «терапевтическим».

Leave a Comment