Повышение квалификации Философия для школьников

Философ-практик, доктор философских наук, профессор, президент ассоциации философов-практиков Сергей Валентинович Борисов проводит набор по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Философия для школьников».

Для чего? В 2020-2021 учебном году во всех школах РФ начнется реализация ФГОС среднего общего образования. В соответствии с его требованиями (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изм. и доп.) основная образовательная программа 10-11 классов может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения. При этом в учебный план помимо предметов из обязательных предметных областей могут и должны включаться дополнительные учебные предметы и курсы по выбору (факультативные и элективные) (п.18.3.1.). Содержание этих предметов и курсов подбирается в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с задачами конкретного учебного профиля. Определение состава и объема учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения полностью отнесено к компетенции образовательной организации (Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст. 28 п. 3. пп.6). Составление рабочих программ дополнительных учебных предметов и курсов по выбору также отнесено к компетенции школы (Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст. 12 п. 7).

Почему именно «Философия»?

 Предмет «Философия» может быть включен в любой из закрепленных в стандарте профилей: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.
 Изучение предмета «Философия» на уровне среднего общего образования будет способствовать усвоению межпредметных понятий и формированию универсальных учебных действий, что, согласно ФГОС, составляет суть метапредметных результатов обучения.
 Содержание предмета поможет в достижении таких метапредметных результатов ФГОС, как:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
6) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Для кого? Для педагогов среднего общего образования, кто хотел бы получить:

– рабочие программы дополнительного учебного предмета «Философия», элективного курса «Философские беседы» и факультативного курса «Философская практика на каждый день», составленные в соответствии с требования ФГОС и с учетом Примерной программы;
– анализ учебных пособий по философии, входящих в Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования (Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29.12.2012 г. ст. 18 п. 4 пп.2);
– методические приемы работы и разнообразные формы организации занятий по программам дополнительного учебного предмета «Философия», элективного курса «Философские беседы» и факультативного курса «Философская практика на каждый день».

Срок обучения: 36 часов.

Формы обучения: очная и/или дистанционная.

Программа:

1. Философия и педагогика: точки соприкосновения. Философия как основа педагогики. Специфика философского образования. Культура мышления. Место философской пропедевтики в системе современного образования. Философское знание – личностное знание. Философское самовыражение и философское понимание. Философская пропедевтика, развивающее обучение, проектная деятельность.
2. Человек философствующий. Предмет философии. Философия как «любовь к мудрости». Обыденное и научное представление о философии. Кого можно назвать философом? Что значит философствовать? Философия как мировоззрение. Предпосылки философии внутри нас. Способность к «внутреннему ориентированию». Классификация чувств: онтологические чувства, чувства существования, направляющие чувства. «Пограничные ситуации». Философия вокруг нас. Почему дети больше философы, чем взрослые? Философское удивление. Философское сомнение. Философствование как исследование.
3. Человек обыденный. Человек как философская проблема. Сознание и самопознание. Человек – культурное существо. Образ человека в культуре. Биологическое и социальное в человеке. Сознание и бессознательное. Индивидуальность и личность. Потребности человека. Сущность человеческого бытия. Человек в поисках смысла. Экзистенциальные проблемы человека. Образы любви. Страх и отчуждение. Свобода и ответственность: синтез воли и разума. Свобода и проблема выбора.
4. Человек моральный. Мораль как форма социального регулирования. Ситуация морального выбора. Основные характеристики морального выбора. Составляющие морального поступка. Проблема мотива и действия. Что такое благо? Критерии морального выбора: удовольствие и счастье. Принцип удовольствия и принцип реальности. «Стоическая» добродетель. Критерии морального выбора: чувство долга. Формы категорического императива. Моральный долг и справедливость. Критерии морального выбора: «закон земной» и «закон божественный».
5. Человек социальный. Понятие общества. Общественные отношения. Личность как субъект и продукт общественных отношений. Человек в толпе: «я» и «мы». Сферы общественных отношений. Труд и богатство. Труд свободный и труд отчужденный. Парадокс «стоимости труда». Парадокс «наемного труда». Общественный процесс производства. Политическая сфера общественных отношений. Мера участия индивида в политической сфере общества. Отношение «государство-личность». Феномен власти. Философский смысл идеи «гражданского общества» и «правового государства». Массовое общество. Пути решения социальных конфликтов.
6. Человек постигающий. Философский смысл понятия бытия. Бытие реальное и идеальное. Всеединство бытия. Проблема бытия и небытия. Парадоксы единого целого. Множественность бытия. Проблема неизменного и преходящего существования мира. Бытие как мир идей. Единство противоположных начал бытия. Пространство и время. Мерность пространства. Объективное и субъективное время. Возникновение, существование и перспективы мира.
7. Человек познающий. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Понятие истины. Проблема достоверности чувственного опыта. Иллюзии и реальность. Многообразие форм человеческого знания. Интуиция. Абстрактное и конкретное. Дедуктивное и индуктивное обоснование. Философские парадоксы и софизмы.

Выдается удостоверение государственного образца.

Стоимость: 5000 р. (на каждого члена группы от 10 человек),
15000 р. (индивидуальное обучение).

О времени, месте и других вопросах, связанных с данной программой обучения: borisovsv69@mail.ru, тел. +79222356935 Борисов Сергей Валентинович