Участники конференции и анонсы выступлений (1)

 

Доната Ромизи (Австрия) — доктор философии, доцент кафедры философии Венского университета; с 2014 года она разрабатывает, координирует и направляет аспирантуру по философской практике в Центре постдипломного образования Венского университета.

Философская практика Оскара Бренифье: критика (лекция)

В отличие от немедленного и безоговорочного отказа или принятия, критика в кантианском смысле слова представляет собой дифференцированную и тщательную процедуру оценки масштабов и пределов — в данном случае — философской практики О. Бренифье. В контексте некоторых текстов с описанием философских основ его практики и некоторых видеороликов, демонстрирующих саму практику, автор инициирует непредвзятое размышление над подходом Бренифье и его обсуждение, учитывая, в частности, следующие аспекты: концепцию философии, которую данный подход подразумевает, связь (или разрыв) между теорией Бренифье и философской практикой, размытая граница между философскими и психологическими проблемами в его практике. В свете этой оценки будут подняты некоторые вопросы и проблемы, которые касаются не только подхода Бренифье, но и философской практики в целом.

Гуро Хансен Хелског (Норвегия) — доцент, Университет Юго-Восточной Норвегии, автор оригинального подхода философской практики в образовании Dialogos, основное содержание которого представлено в серии из шести книг (2006 — 2009 гг.), руководитель проекта Fortsatt Foreldre (Perpetually Parents) и автор специальной программы, разработанной для психиатрической больницы Modum Bad, включающей в себя элементы философской практики.

В чем суть подхода Dialogos? (воркшоп)

Подход Dialogos был изначально разработан автором с середины 1990-х гг. как способ содействия педагогике. В основе этого подхода лежит совместное исследование феномена «искусства благой жизни».  Во время воркшопа мы будем работать над философскими идеями и концепциями с позиции логических, эмоциональных, экспериментальных, экзистенциальных и духовных точек зрения. Сократический диалог, управляемые образы, аргументы «за и против», философские прогулки, упражнения для разума и тела, а также диалоги, основанные на работе с текстами и эмоциями, все это входит в число упражнений. Это форма педагогической философской практики, направленная на заботу о нашей внутренней жизни путем совместного поиска мудрости с учетом разных точек зрения. Какие долгосрочные плоды может принести такой способ философствования, как Dialogos? Целостный процесс диалога не только способствует самопознанию, гибкости ума, но и внутреннему спокойствию и пониманию наших отношений с другими людьми и с миром. Это также создает гибкие отношения и глубокую связь между людьми, таким образом, соединяя разделенный мир. Это особенно важно в контексте культурного и религиозного разнообразия, где недоразумения и конфликты могут возникать в силу различий, таких например, как разные привычки, ценности или убеждения. Это также важно для тех из нас, кто живет или работает с другими людьми, будь то дети, молодежь или взрослые, а также в коллективах: семьях, общинах, образовательных организациях. Это значит – всюду. Dialogos как свободное пространство является, таким образом, школой в классическом смысле этого слова; это то пространство, где люди могут размышлять и делать это вместе с другими над важными как личностными, так и профессиональными вопросами. Благодаря философствованию Dialogos многие начинают по-новому смотреть на мир. Для осознанности открываются новые горизонты и свершения, и в долгосрочной перспективе наша жизнь, становясь более осмысленной, изменяется к лучшему.

Патриция Чиполлетта (Италия) — доцент кафедры этики, факультет философии, коммуникации и исполнительских искусств, Университет Рима (Roma Tre )

Практическая философия и философские практики (видео-презентация)

В видео-интервью автор представит магистратуру университета 2-й степени по специальности «Философское консультирование», созданной в Университете Roma Tre в 2006 году. Далее, видео также иллюстрирует деятельность ассоциации «Agàpe Scuola. Formazione per Consulenza filosofica e Pratiche filosofiche» (Школа Агапе. Обучение философскому консультированию и философской практике) в рамках магистратуры университета. В рамках совета этой ассоциации автор опишет философские практики, связанные с курсами и уроками магистратуры. Ее доклад будет особенно сосредоточен на важности диалога между практикующими, которые ежедневно имеют дело с классическими и основополагающими текстами философской традиции, движимыми как историческими, так и лингвистическими строгими подходами, и консультантами, которые слушают в своих философских практиках, к актуальным вопросам, возникающим в повседневной жизни общества. В таком взаимном обмене практический подход к философии позволяет нам, с одной стороны, постоянно возвращаться к истокам философской мудрости, а также погружаться в диалог между философией и наукой, а с другой — Философские исследования могут затронуть проблемы множественности, которая населяет современные общества, воспроизводя древнюю философскую практику, которая всегда стремится к добру и процветающей жизни. Учебные программы магистра подчеркивают разницу между практической философией и философской практикой, которая считается необходимой для плодотворного диалога с надеждой, что эти два подхода могут идти разными путями, но могут быть объединены в своих целях. Видеоинтервью также расскажет, как этот продуктивный диалог продвигался более десяти лет, и как сама автор работала на разных должностях в качестве профессора в университете и философского консультанта. Особое внимание будет уделено тому, как развивались ее исследования, включая философские практики в областях, представляющих интерес, и как, в свою очередь, философские исследования обогатили философское консультирование. Эти же темы можно также обсудить на круглом столе, проходящем во время конференции.

Ора Грюнгард (Израиль) — доктор философии, соруководитель Израильской ассоциации философов-практиков, преподаватель колледжа Шенкар (Рамат-Ган).

Можно ли отделить философское консультирование от политики? (лекция)

В этой лекции автор ставит под сомнение распространенное утверждение о том, что философское консультирование должно быть вне политики, и задается вопросом о возможных альтернативах. На первый взгляд, изучая различные аргументы далекие от политики, автор сталкивается в них с различными смыслами понятия «политика». Автор утверждает, что, несмотря на длительную историю злоупотребления философской риторикой в целях политической пропаганды и идеологической обработки и несмотря на случи служения философов репрессивным режимам, любая философия, которая имеет дело со знанием, действием, жизнью и моралью, несет в себе политические аспекты, и лектор утверждает, что такие аспекты рано или поздно должны выйти на передний план и в философском консультировании. Поэтому лектор подчеркивает важность метафилософских диалогов между философами-консультантами о сложностях и рисках обсуждения таких вопросов на их консультационных сессиях.

Что бы вы сделали, если к вам на консультацию пришел Гамлет? (выступление на круглом столе)

Что бы вы сделали, если бы Гамлет (Анна Каренина, Сократ ….) пришли бы к вам на консультацию? На этом круглом столе философы-консультанты продемонстрируют свои подходы к знаменитым вымышленным или реальным фигурам прошлого, чьи проблемные ситуации, мировоззрение и признанные дилеммы представлены в литературных источниках, исторических текстах (информация, которой нельзя делиться участникам и аудитории в случае добровольца, который будет выбран в демонстрационных целях). Однако цель состоит не только в том, чтобы выявить альтернативные подходы, но и в том, чтобы оценить их как минимум двумя способами: во-первых, тщательно изучить их отношение к интересам консультируемого в контексте проблемной ситуации (проблема, которую избегают, когда вежливый волонтер больше стремится угодить консультанту, чем проработать реальную проблему), а затем критически исследовать не только то, как он может помочь, но и какой возможный вред он может причинить (вопрос моральной ответственности перед консультируемым и другими, что слишком часто избегают, демонстрируя альтернативные подходы). Мы надеемся организовать дискуссию о проблеме понимания интересов консультируемого с его точки зрения и правдоподобной интерпретации конкретной информации об этом, а также о разногласиях относительно рациональности и этики консультирования.

Имела ли когда-нибудь философия для меня особое значение? (воркшоп)

Во многих семинарах участники обучаются консультированию, изучая искусство вопрошания, а также другие методы и процедуры. Я считаю, что философское консультирование должно основываться на личном понимании философа консультанта и не должно осуществляться, если консультант искренне не верит, что философствование может иметь особое значение. Поэтому обучение должно начинаться с исследования того, испытывал ли стажер или когда-либо испытывал, что философия имеет для него особое значение, помогая справиться с интригующим вопросом. Отзывы других участников, их опыт, их личная точка зрения могут помочь осознать, что то, что сработало у одних, не обязательно будет работать у других. Сравнения и дискуссии должны помочь сформулировать, свой собственный подход и лучше понять, какие знания и опыт еще предстоит приобрести, чтобы по-своему справляться с работой, и все же делать ее философски, с честностью и моральной ответственностью. Ведущий рассчитывает на отзывы аудитории по поводу его подхода к консультированию и обучению, что даст возможность его усовершенствовать.

Пиа Хоуни (Финляндия) — доктор философии, адъюнкт-профессор Университета Тампере, практикующий философ, руководитель групп совместного чтения, писатель, президент Финской философской сети.

Творчество и истина (воркшоп)

Воркшоп посвящен философии как арт-практике, где мы изучаем тему, выполняя некоторые художественные задания и формулируя философский вопрос для диалога. Арт-практики могут быть своеобразным ледоколом, открывающим кратчайший путь, что делает ум людей более открытым, чтобы формулировать вопросы, задавать их в процессе совместного философствования. Арт-практика может также открыть некоторые эмоциональные аспекты и наладить диалог между нашим самопознанием и философским пониманием, что приводит нас к еще более глубокому самопознанию.

Философская практика и социальная ответственность (лекция)

Открытая лекция посвящена ответу на вопрос о социальной ответственности, которую несут представители философской практики. В ходе ответа на данный вопрос, автор освещает идеи способности, возможности, равенства и прикладной этики. Сегодня как никогда важно акцентировать внимание на прикладной этике, потому что нам приходится сталкиваться с людьми разных типов, и мы, как философы-практики, должны быть восприимчивыми к этому, но в то же время сохранять верность критическому мышлению.

Ану Виртанен (Финляндия) — докторант философии Университета Jyväskylä (Финляндия). В своей докторской диссертации она изучает самосовершенствование через экзистенциальные разрывы в контексте философских консультаций. Кроме того, она работает исследователем в проекте, который изучает сократические диалоги в традиции Нельсона-Хекмана как способ повышения этической компетентности в области устойчивого развития.
Василе Хатеган (Румыния) — кандидат философских наук, Западный университет Тимишоара, практикующий специалист по консультированию клиентов, член Американской ассоциации философов-практиков (APPA), президент Профессиональной ассоциации философского консультирования и этики Румынии.

Философская медитация как практический инструмент развития лидерства (Воркшоп)

Воркшоп продемонстрирует междисциплинарные особенности философии, отсылающие к медитативным практикам, которые могут применяться как в процессе группового (работа с организацией), так и индивидуального консультирования. В зависимости от характера взаимодействия особое внимание будут уделено методам применения философской медитации как важного инструмента философа-практика. Например, будет показано, как можно наладить взаимодействие с руководителем или менеджерами организации, используя методы философского консультирования. Автор исходит из ​​концепции философского руководства, согласно которой руководитель акцентирует внимание на медитативной практике и, используя специфические элементы медитативных упражнений (которые практиковались в философии с древних времен), применяет их в своей работе, взаимодействуя с коллективом. Данная форма философской практики может быть полезна как менеджерам, так и подчиненным, улучшая характер их взаимодействия.

Гульнара Шалагина (Россия) — кандидат философских наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Практическая философия и философская практика: пути пересечения в информальном образовании (Интерактивная презентация в стиле TED)

В обществе постмодерна изменяются параметры образовательной деятельности. Интеллектуальная культура переживает взлет, связанный с доминированием сферы услуг, трактовкой духовности как средства производства, востребованностью счастья как ресурсного состояния творца нематериальных продуктов, прекариатизацией интеллектуалов, либерализацией индивидуального предпринимательства, трансформацией профессий, востребованностью разносторонности, инновационистской идеологией. Активизируются альтернативные, внеинституциональные формы социально-гуманитарного знания, которые осмысливаются как информальное образование. Это гибридные научно-популярные, образовательно-развлекательные формы, эстетизированные научные проекты (философские фестивали), философские школы мудрости, тренинги, студии саморазвития, этические ретриты и рациональные додзё, другие явления, возникшие в ходе дедифференциации практической философии (этики), психологического консультирования, эстетики и новой религиозности. Условиями существования перечисленных форм гуманитарной активности становятся «третьи места», новые городские пространства постмодерна: кафе, антикафе, коворкинги, лофты, парки, скверы, явления, связанные с постиндустриальными городскими трендами. Запрос на креативность, харизматичность у малых предпринимателей, самозанятых, деятелей искусств, фрилансеров, чей успех связан с персональными достижениями, велик. Сформировалась особая сфера духовного производства с ведущей ролью этики. Философ-практик предлагает методологию жизни, принципы, постулаты, возможность осознанного выбора клиента, ответственность и за конкретного человека, и перед человечеством, трактует клиента как осознанного, обладающего экзистенциальными запросами. Либерализация экономики предоставляет дополнительные возможности развития этики и философской практики в секторе информального образования.

Конуль Буньядзаде (Азербайджан) — доктор философии, профессор, член-корреспондент Национальной Академии Наук Азербайджана, заведующий кафедрой исламской философии

Суфизм как метод философского консультирования (презентация)

Суфизм – это не просто мистические ритуалы. Это процесс познания людей, основанный на их духовной практике. Это помогает им познать себя и полагаться на себя. Это делает их более терпимыми и сильными в повседневной жизни. Суфийский метод использует иррациональную практику. Это не изоляция от общества. Это использование силы души в повседневной жизни. Это улучшение рационального знания посредством иррационального, это практика духа и переход к иному измерению. Вера приобретает особую силу, которую можно использовать как источник бесконечной энергии. Философский консультант должен быть гидом, знающим, как открыть эту силу и направить ее. Мы полагаем, что достижение духовной силы и знаний в ходе этого процесса (ma’rifat) должно венчать рациональное мышление. Каждая жизненная проблема – это разлад между разумом и душой. Суфийская практика может вернуть равновесие. Этапы суфийской практики помогают лучше видеть проблему, исходящую из внутреннего мира. Суфийские этапы философского консультирования – это наблюдение (murāqabah), близость (qurb), беспокойство или любовь, надежда, близость (uns), спокойствие (itma’ninat) и уверенность (yaqin). Суфийские мыслители считают yaqin основой всех состояний, так как все они начинаются с него и им заканчиваются.

Хосе Барриентос Растрохо (Испания) — доктор философских наук, профессор Севильского университета

Философская практика в тюрьме: проект BOECIO или Распространение философии посредством экспериментальных семинаров с неблагополучными людьми (Лекция)

BOECIO — это первый исследовательский проект, финансируемый Европейским Союзом и основанный на более чем 1000 философских экспериментальных семинарах, проведенных в странах Европы и Латинской Америки. BOECIO основывается на трех основных принципах: (1) проведение эмпирического исследования эффективности философской практики, (2) работа практических семинаров и (3) работы с людьми из группы риска (заключенные тюрем). Во-первых, эмпирическое исследование основывалось на выборке более чем 600 заключенных (из американских и европейских тюрем) и более чем 1000 философских семинаров. Во-вторых, воркшопы основывались на идее, что посещение философской сессии сродни посещению тренажерного зала. Поэтому всем нужно тренироваться (проявлять аскезу) с помощью нескольких философских упражнений. BOECIO предполагает 22 занятия, которые объясняют и учат этим практическим и теоретическим процедурам. В-третьих, от философии долгое время были изолированы несколько типов людей, это женщины, заключенные, дети, представители традиционных обществ и т.д. Чтобы понять это, достаточно просто взглянуть на авторов основных философских трактатов или регионы, где преподается философия. Получателем философии (и философской практики) являются состоятельные и благополучные люди: студенты колледжей и университетов или ученики школ из семей со средним уровнем дохода. Эта ситуация может превратить философскую практику в клуб для состоятельных людей, для немногих, и, в конце концов, философская практика просто станет частью богатой системы. Следовательно, с позиции  критического мышления или проблемного подхода философская практика не должна превращаться в «нормальное» респектабельное дело философа-консультанта, который обогащается за счет философской практики. BOECIO – это философствование с заключенными, а DIÓGENES – это второй проект, который использует философскую практику в работе с бедными и социально неблагополучными людьми. В лекции будет показано, как работают оба этих проекта и почему эти проекты являются критической оппозицией систематизированной философии капиталистического общества.

Лидия Амир (Израиль) — профессор философии, президент Израильской ассоциации философской практики, преподаватель Университета Тафтса (Бостон, США).

Состояние человека: трагический смысл жизни в философии и практическая работа с ним (Лекция)

Философия prima facie имеет дело с состоянием человека. Однако когда на карту поставлено трагическое чувство жизни, приобретенное в результате личной трагедии или философского понимания, способность философии распознавать его и эффективно с ним работать значительно уменьшается. Хотя и верно, что философы могут действовать как врачи в присутствии больных, предлагая рациональные утешения, которые не всегда полезны, если только вы не Сократ или мудрец-стоик. Это было актуально для таких разных философов, как Мишель Монтень, Лев Шестов, Гарольд Блум, которые основывались на собственном опыте болезни, страха и старости. Если греческая философия начинается с удивления, а по мысли Кьеркегора христианство начинается с отчаяния, то совсем недавно Саймон Кричли предложил считать истинным началом философии разочарование. В то время как абсурд был первоначально определен Кьеркегором как победа веры над царством разума, атеистические философии абсурда достигли новых вершин абсурда, сохранив этот термин, но отказавшись от веры, на которую он указывал, оставив неясным, почему человеческое состояние абсурдно и граничит с «плохой верой», указывая на скрытой мистицизм. Философия почти не склонна к трагическому смыслу жизни, и большинство из тех, кто принял эту позицию, обратились к религии. Неясно, что философия может или должна делать с теми, кто страдает от трагического чувства жизни, тем, кого Джордж Сантаяна называл «больными душами» и кого защищал его современник Уильям Джеймс, как носителей истины, которым грозит преследование. Поскольку экзистенциальные вопросы несомненно относятся к числу проблем, которые решает философская практика, в лекции будет рассмотрен трагический смысл жизни. Какова сила философии в ее практической форме по отношению к трагическому смыслу жизни и чем она грозит поиску смысла, возможности счастья, и, зачастую, самой жизни?

Александар Фатич (Сербия) — доктор философских наук, профессор Института философии и социальной теории Белградского университета и Австралийского национального университета Канберры, Президент Сербской ассоциации прикладных гуманитарных наук.

Язык и интенциональность в психодиагностике и психотерапии (Лекция)

В лекции будут обобщены основные идеи, касающиеся роли интенциональности (в трактовке этого понятия Брентано и Сёрлом), в контексте современной позитивистской психодиагностики и ее подводных камней. В лекции будут подробно рассмотрены практические вопросы установления первоначального контакта с клиентами с использованием языка и языковых игр в качестве исходного контекста. Автор лекции заострит внимание некоторых лакановских взглядах на язык как среду, в которой «подсознание уже растворено», и обсудит возможные пути практического применения этих теоретических взглядов.

Майкл Ноа Вайс (Норвегия) — доктор философии, доцент факультета педагогических наук Университета Юго-Восточной Норвегии, вице-председатель Ассоциации философской практики Норвегии.

«Познай самого себя» – направляющий образ (интерактивная презентация в стиле TED)

Образные упражнения имеют давнюю традицию в философии (см. П. Адо). В этом выступлении TED будут представлены некоторые направляющие образы, акцентированные на сократовское «Познай себя» (gnothi seauton). Эти образы дают возможность исследовать самопознание в практико- и опытно-ориентированной манере, и слушатели могут как принять активное участие в выполнении упражнений, так и быть просто наблюдателями. Цель этого занятия – познакомиться с новыми упражнениями для философской практики и научиться философствовать с помощью ассоциативного и творческого мышления.

Джанкарло Маринелли (Италия) — Исполнительный директор SUCF (Scuola Umbra Counseling Filosofico). Руководитель тренинга SUCF и магистр философского консультирования Римского университета (ROMA TRE).

Наши вдохновляющие жизненные идеи (Воркшоп)

В философской практике «практическая часть» является особенным моментом на пути нашего философского становления. Автор воркшопа показывает посредством семи шагов, насколько в нашем опыте идеи более актуальны, чем ощущения и мышление. Участникам предлагается вспомнить вдохновляющие жизненные идеи относительно двух моментов их жизни: один из детства, другой из юности. Два первых шага посвящены тому, чтобы извлечь воспоминания из потока сознания участников. Эта операция проводится ведущим, который предлагает каждому члену группы сосредоточиться на личной ситуации, в которую они почувствовали себя вовлеченными, что «активизирует» душевную энергию и ресурсы. Итак, участники должны сосредоточиться на двух моментах своей жизни, когда они чувствовали наивысшее благополучие, вызванное глубокой связью между их разумом и этими моментами. В конце каждого воспоминания участники должны по памяти записать наиболее важные идеи, которые лежали в основе этих моментов глубокой самореализации. На следующем этапе участники должны обратить внимание на то общее, что объединяет эти моменты: общую идею. После этого членам группы предлагается персонифицировать свои общие идеи. Целью персонификации является создание наглядного представления, которое усиливает индивидуальный характер каждой идеи. После этого все участники должны установить диалог с созданными ими представлениями. Они должны напрямую взаимодействовать со своими «символом» в контексте той или иной проблемы, чтобы лучше ее понять. Последний шаг – установление обратной связи с проблемой. В конце воркшопа все члены группы свободно делятся друг с другом своим опытом, в частности, тем, что касается последних двух шагов работы, а также объединяющими идеями, найденными каждым участником.

Шанти (Барбара) Джонс (США) — доктор философии, Институт трансперсональной психологии. Сертифицированный философ-консультант в частной практике. Учитель развития характера и эмоционального интеллекта в государственных школах. Автор и исполнитель фило-кабаре.

Необычное использование философии: расширение субъектности подростка (Лекция)

Лекция посвящена необычной истории успешного философского консультирования проблемного подростка, который предпринял попытку суицида. История «необычна», потому что философское консультирование практически не используется в качестве терапевтического подхода к лицам, пережившим попытку суицида. Опираясь в консультировании из основы практической философии, используя подход, направленный на поиск наивысшего блага, автор применял также методики, базирующиеся на феноменологии, экзистенциализме и прагматизме, которые позволили клиенту осознать свои жизненные смыслы, стать субъектом своего существования, сформировать личностные убеждения. Философия помогла клиенту выработать собственную жизненную позицию, направленную на то, чтобы перестать причинять себе боль и стать заботящимся о себе философом. Для достижения этой цели в ходе восемнадцати сессий, которые проводились менее чем за год, использовался также диалогический метод, было задействовано рефлексивное мышление, сформированы навыки принятия решений. Клиенту была предоставлена ​​возможность осуществить рефлексию над своими собственными суждениями, пересмотреть свое прежнее деструктивное поведение и узнать о том, как свои желания направлять на достижение блага, а не на саморазрушение, и в конечном итоге обрести внутреннюю независимость.

Искаженная мера вместо подлинной (лекция)

Чтобы преуспеть в интеллектуальных усилиях, человеку необходимо правильно оценить сильные и слабые стороны своих когнитивных способностей. Как философы-консультанты, мы, скорее всего, встречали клиентов, которые либо не понимали того, чего они могут достичь, либо не осознавали того, что им недоступно. Они могут быть либо робкими и раболепными, либо проявлять высокомерие и надменность. В любом случае они не испытывают должной гордости по отношению к себе. В результате они не могут ставить реалистичные цели или делать правильный выбор, что может привести к различным когнитивным расстройствам. Подобные неправильные измерения Самости очень распространены. Проблема в том, как мы можем помочь нашим клиентам распознать и оценить свои ошибки, а также помочь им достичь надлежащей гордости (достоинства), на что все люди имеют право? Как мы помогаем им изменить свое отношение к себе? В этой лекции излагаются теоретические основы размышлений об измерениях Самости и используются тематические исследования клиентов в рамках философского консультирования, чтобы проиллюстрировать различные искаженные измерения Самости. Эта лекция также покажет, как благодаря образованию и последующим изменениям отношения к себе эти клиенты смогли достичь хорошего баланса в отношении своих интеллектуальных сил и ограничений.

Наталья Артеменко (Россия) — кандидат философских наук, доцент, Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования»

Практики себя и/или «забота о себе»: от античной epimeleia heautou до субъекта травмы (Лекция)

О какой «заботе о себе» рассуждает философия, начиная с античных времен и вплоть до наших дней? Речь идет, в первую очередь, о способе установления отношения с самим собой, с собственным «Я». Но что это значит: войти в отношение к самому себе, озаботиться собственным существованием как своей собственной задачей? Казалось бы, тема «Я» — простая, которая дана каждому вменяемому человеку вместе с его рождением. Но современный человек по большей части не знает, кто он. Возникающая здесь напряженность проявляется в самых разных формах и на разных уровнях – от проблем выбора жизненных траекторий до чувства заброшенности и вопроса смысла жизни. В ситуации современности появляются проблемы с персональной идентичностью, которые были неизвестны на протяжении большей части истории. Мы продемонстрируем в этой лекции, как от платоновской «заботы о себе» через августиновское размышление и до декартовского метода формируется та самая практика субъективации, которая привела к возникновению понятия самотождественного субъекта в XVII в., наследниками которого мы все являемся. От новоевропейского субъекта мы проследуем далее к субъекту травмы, условно – от Декарта до современной феноменологии. Мы проследим историю субъекта Нового времени от его рождения до его декларируемой с середины ХХ века смерти. Рудольф Бернет, представитель новой пост-феноменологии, говорит так: «быть субъектом – значит быть субъектом потерь самотождественности». На что субъект может опереться, чтобы выжить и ответить в тот момент, когда то представление, которое он сформировал о себе самом, рушится, когда ему не хватает слов о только что пережитом? Мы попытаемся ответить на этот вопрос, обращаясь к истории практик себя в античности, в эллинизме, в христианстве, и, наконец, в современности.

Устная история, практики запоминания и проблема «доступа» к травматическому опыту (лекция)

Термин «устная история» сегодня довольно широко используется, несмотря на то, что возник не так давно. Истоки метода устной истории следует искать в исследованиях, связанных с интервьюированием, и со ссылкой на смежные дисциплины, то есть социологию, этнологию, политологию и, частично, лингвистику. Довольно скоро споры о соотношении устной истории и исторической памяти стали обычным явлением для критической литературы. Метод интервью — очень сложный способ, требующий значительных усилий, равно как и осознания высокой степени субъективности исследователя, поэтому некоторые историки считают устную историю крайне ненадежным источником. Тем не менее, нельзя игнорировать тот факт, что метод устной истории очень востребован в тех случаях, когда нет других источников, кроме свидетельств о том, что оставлено человеческой памятью. Устная история позволяет нам изучать не столько факты прошлого, сколько само человеческое сознание и его изменение, трансформация, позволяет нам поставить вопрос о практиках памяти с новой точки зрения. Память и практики запоминания тесно связаны с забвением, что, в свою очередь, указывает на необходимость устранения информации, разрушающей человеческую психику и структуру общественного сознания. Забвение можно было бы назвать «травмой памяти», под которой следует понимать события, разрушающие как личную, так и социальную (в том числе национальную) идентичность. Следовательно, память начинает ассоциироваться с понятием травмы. В лекции рассматривается взаимосвязь между устной историей и человеческой памятью, проблема «доступа» к травматическому опыту, особые аспекты повествования в травматическом опыте.