Участники конференции и анонсы выступлений (2)

Йорн Кролл (США) — доктор философии, Университет Калифорнии, Беркли. Член Американской ассоциации философов-практиков, Общества Карла Ясперса Северной Америки, Американской философской ассоциации, Общества Фридриха Ницше Великобритании и Ирландии, Института ноэтических наук. Независимый ученый.

Перспективы развития человечества: эзотерическая философия и основная культурная роль России в произведениях Алисы А. Бейли (презентация книги)

С самого начала истории западной философии духовное измерение всегда было ее важной и омолаживающей движущей силой. Однако такая всеобъемлющая перспектива почти отсутствует в современной западной философии. Некогда почитаемую «любовь к мудрости» вряд ли можно найти в академических кругах. Моя презентация предназначена для ознакомления аудитории с работами Алисы А. Бейли, написанными в течение 30-летнего периода с 1919 по 1949 годы. В ее 24 книгах представлена​​обширная космология, сложная и подробная психология, а также физиология тонкого тела, энергетические линии, извечная мудрость, смешанная с современной наукой, и обширное руководство по гармоничным человеческим отношениям. Кроме того, ее работы дают глубокое понимание природы сознания, а также физической субстанции или материи. Основное внимание в моей презентации будет уделяться расширению и совершенствованию нашего восприятия, интуиции и мышления в результате эзотерических исследований и различных форм духовных упражнений. Этот подход к развитию практической мудрости основан на трюизме, что наше восприятие, мышление, эмоциональные способности и человеческие отношения эффективны и полезны только в той мере, в какой это допускает наша соматическая, психологическая и ментальная конституция. Диапазон и качество нашего чувственного восприятия, мышления и человеческих отношений прямо пропорциональны степени развития нашей индивидуальной конституции, которая является суммой нашей материальной и тонкой физиологии. Следовательно, мы не можем просто найти выход из нашей самодельной клетки рудиментарной рациональности. Вместо этого мы должны усовершенствовать и расширить силы, присущие нашему человеческому телу, чтобы оно могло стать подходящим сосудом для нашей души и духа. Эта задача является одновременно огромной проблемой и прекрасной возможностью для гуманитарных наук (целостного образования). Работы Бейли содержат также проницательные мысли о вкладе разных стран в благосостояние человечества. Мое выступление завершится кратким отчетом о конкретном вкладе России в развитие человеческой цивилизации. Россия, «этот великий народ (синтез Востока и Запада)» изображается как предвестник нового мирового сознания. «Россия — родина прорастающего откровения огромной духовной ценности и общественного значения — откровения для всего человечества». Эти и аналогичные заявления о важном международном вкладе России, которая будет процветать в будущем, тесно связаны с основной темой моего выступления.

Светлана Динабург (Россия) — старший преподаватель кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета, телесно-ориентированный психотерапевт

Современные исследования травмы в приложении к философской практике (Лекция)

Сегодня мы становимся свидетелями встречи феноменов, так или иначе влияющих на события в поле философской практики — дискурса «заботы о себе» и современного исследований травмы. Trauma studies были признаны одним из самых динамичных разделов гуманитарных наук еще в последнее десятилетие XX века. В последние годы они стали важной частью интеллектуального ландшафта не только из-за очевидной актуальности, а также интегративного потенциала, но способностью «переформатировать» прежние концепты и отношения. Так, ясное различение в рамках психотерапевтической парадигмы страданий невротика и нормального человека проблематизировалось во все более широком контексте, а понятие травмы стало пониматься не только как событие, имеющее отношение к психике индивида, но и как социальные феномены исторической, культурной и коллективной травмы. Соответственно, если философы-практики, еще некоторое время назад осознанно дистанцировались от любой травматической тематики, очерчивая свою область «проблемами обычного человека», «глубинными потребностями», «экзистенциальными кризисами/тревогой/мироощущением» или «философскими болезнями, которые нельзя вылечить, а можно только пережить», то сегодня никто не может избежать включенности в контекст травмы и/или остаться незатронутым. Полагается, что trauma studies продолжает традицию изучения культуры в категориях «философии безумия». На уровне экстремальном человек проживает травматические последствия (от мировых катастроф до повседневного бытового насилия) не только пассивно, но и осознанно покидая убежище благополучия и сострадая другим. На уровне несовершенства — закрытость, несвобода и давление социальных отношений сегодня продуцирует неизменное травматическое положение вещей. Наконец, на уровне неизбежности концептуализируется изначально травмогенный характер культуры (Ж. Лакан) или принципиальная травмированность субъекта (Р. Бернет). Тем самым, возникают новые задачи как аспекты современной «заботы о себе»: прояснения концепта травмы, понимания позитивных и негативных аспектов нормализации травмы и разработки методов безопасной работы с травмой.

Анастасия Авдиева (Россия) — преподаватель практической философии и критического мышления детям и взрослым в России и за рубежом, автор ряда программ по развитию критического и творческого мышления, дипломированный преподаватель философии, основатель Детского Философского Клуба (Москва), является членом ICPIC, приглашенный преподаватель в лицее РАНХиГС и международной школе Летово.

Применение инструментов практической философии для развития творческого и критического мышления у детей (мастер-класс)

Философская практика — это недавно возникшее направление в современном образовании уже завоевало множество последователей по всему миру. Философская практика развивает у детей навыки анализа, рассуждения, постановки вопросов, аргументированного ведения спора, умение слушать и понимать других. В игровой адаптированной форме детям получают возможность рассуждать на жизненно важные темы, учиться осмыслять и осознавать свои ценности. «Философия — детям» — это качественное развитие в рамках концепции «Мышление 21 века»: ясность, структурность, острота, гибкость, новаторство, глубина. Мастер-класс будет интересен как опытным философам-практикам, так и тем, кто только планирует работать с детьми, а также всем педагогам, которые находятся в поиске методик развития творческого и критического мышления детей. Структура мастер-класса: 1) знакомство с истоками метода (при необходимости, если в аудитории будут преобладать начинающие p4c-практики); 2) практическая часть — интерактивное упражнение с активным фасилитированием (интерпретация, выстраивание диалога, аргументация, работа с иерархией); 3) анализ опыта. Методологические комментарии: демонстрация разнообразия материалов (stimuli) и направлений работы, возможности интеграции с различными общеобразовательными дисциплинами, презентация работы Детского Философского клуба (Москва).

Сергей Ладушкин (Россия) — кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета МВД России, в течение пяти лет работает в качестве философа-практика, консультирует частных лиц и бизнес-клиентов по вопросам системной постановки и разрешения смысловых проблем, развивает авторский проект со-аналитики — разновидности философского партнёрства, совместного прохождения через проблемные смысловые зоны в личной и деловой жизни.

Философское консультирование как бизнес: опыт со-аналитики (презентация)

Гуманитарная практика становится устойчивой и способной к саморазвитию, когда обретает под собой прочную экономическую основу. На этапе становления каждая новая гуманитарная технология существует лишь благодаря усилиям отдельных энтузиастов, грантовой поддержке, пожертвованиям спонсоров и фондов, но в конечном счете вопрос создания для неё адекватной финансово-экономической базы — это вопрос выживания и самой технологии, и продвигающих её авторов. В связи с этим встаёт задача нахождении подходящих бизнес-моделей для разных форм современных философских практик. Мы рассматриваем эту задачу на примере со-аналитики — одной из разновидностей философского партнёрства. Со-аналитика представляет собой практику средне и долгосрочного партнёрства между философом-практиком и его клиентом по поводу решения последним насущных для него смысловых проблем в личной или деловой жизни. При этом проблема в со-аналитике понимается не только как препятствие, которое нужно преодолеть и устранить, но как пространство саморазвития, нахождение в котором даёт человеку шанс открыть в себе новые полезные для него смыслы и выстроить на их основе более эффективную модель собственного поведения в изменяющемся мире. Со-аналитическое партнёрство становится возможным лишь при правильном распределении коммуникационных ролей между философом-практиком и его клиентом, когда каждый из участников партнёрства сознаёт свою роль в нём, видит то, что отдаёт другому, и что получает взамен. Философ-практик в этом партнёрстве выступает для своего клиента в качестве заинтересованного соучастника в прохождении совместно с клиентом через проблемное смысловое поле, он оказывается в зависимости от обстоятельств и проводником, и помощником в самостоятельном преодолении клиентом его собственных смысловых затруднений. Мы рассматриваем это ролевое позиционирование как методологическую основу для правильного выстраивания деловых партнёрских отношений в философской практике как бизнес-процессе.

Хойонг Ли (Южная Корея) — аспирант Национального университета Kangwon, работал научным сотрудником в «Brain Korea 21 Plus Research» (программе подготовки специалистов для философского консультирования и терапии) с 2016 по 2019 гг., в настоящее время работает помощником секретаря Корейского общества философской практики.

Применение «пари Паскаля» как философского средства (презентация)

В шести этапах терапии, базирующейся на логике, Э. Коэна (LBT), пятый этап гласит: «найти возвышенную философию, которая укрепит руководящую добродетель». Я представлю «пари Паскаля» как клинический случай, который можно использовать в качестве философского средства на данном этапе. Консультируемая женщина-христианка испытывала страдания из-за доктрины «ограниченного спасения», т.е. «обреченных на ад нехристиан» после смерти ее мужа, который не был христианином. Тех, кто страдает от этой проблемы, католическое богословие утешает доктриной «чистилища», в то время как богословие Ю. Мольтманна утверждает, что будет достигнуто всеобщее спасение. Однако консультируемая не могла принять доктрину чистилища и теорию всеобщего спасения из-за различия религиозный убеждений. В связи с этим я подумал, что было бы уместно применить «пари Паскаля» из его «Мыслей», ведь это способ не только укрепить веру консультируемой, но и уменьшить ее душевную боль. Моя помощь заключалась в применении «пари Паскаля» в качестве своего рода теории принятия решений. Я несколько изменил аргумент пари, так как он изначально относится к случаю сохранения или отказа от религиозных убеждений. Соответственно, я побудил консультируемую исследовать вероятность того, что ее надежда на спасение мужа будет осуществлена. Согласно аргументу «пари», данная вероятность является наивысшей. Поскольку четыре опции этого «пари» были структурированы в соответствии с приемлемыми для нее религиозными предпосылкам, она также с готовностью приняла это решение. Это полезно, потому что «пари Паскаля» можно использовать, чтобы вызвать интуитивный ответ у консультируемого без необходимости объяснять сложные доктрины. Действительно, консультируемая получила утешение от этого.

Сойон Хур (Южная Корея) — аспирант Национального университета Kangwon

Действуем ли мы осознанно? (презентация)

В этой презентации я стремлюсь показать, что бессознательное у Фрейда можно понимать как неподлинность у Хайдеггера. Бессознательное является ключевым понятием у раннего Фрейда и рассматривается как источник психопатических явлений. Однако швейцарский психиатр Босс критикует концепцию бессознательного Фрейда с позиции ограниченности естественнонаучного мышления, разделяющего субъект и объект. Моя попытка понять бессознательное, основанная на философии Хайдеггера, надеюсь, открывает путь для широкого использования концепции неподлинности Хайдеггера в философском консультировании. Во-первых, психоанализ Фрейда также опирается на концепцию истины как непотаенности. Другими словами, люди — это не союз изолированного ума и тела, как в естествознании, а Dasein, который раскрывается миру и придает смысл другим существам. Во-вторых, смысл у Фрейда также связан не с каузальностью, а с временностью Dasein. Потому что «понимание», посредством чего Dasein, брошенный в прошлое, проецирует себя на будущие возможности, является «дающим-себя-смыслом». В-третьих, понимание Dasein также указывает на свободу Dasein. Для Dasein всегда свободное присутствие дано как возможность. Здесь понятия подлинности и неподлинности объясняются как возможности Dasein. В-четвертых, язык Фрейда не является каким-либо символом, прикрепленным к значению. Это способ несокрытия скрытого в забвении или вытеснении. Дебаты в конечном итоге сводятся к пониманию несокрытости и скрытости, подлинности и неподлинности Dasein. В презентации будет показано, что концепция бессознательного Фрейда может быть объяснена посредством концепции неподлинности Хайдеггера.

Сун Хе Ким (Южная Корея) — доктор философии, Свободный университет Берлина (Германия), профессор кафедры философии Национального университета Kangwon, научный руководитель философского консультирования Корейского общества философской практики, директор Корейского общества Ницше.

Ницшеанская Самость как творческая майевтика и «практика себя» (презентация)

Эта презентация представляет концепцию человека, основанную на его рациональности и телесности, как новый предмет для философской практики, чтобы расширить ее рационально-ориентированную направленность. С этой целью докладчик представит концепцию «Самости» (das Selbst), которая пронизывает все концепции человека ницшеанской философии, такие как тело, Дионис, Сверхчеловек, Заратустра и т.д. В какой степени две опоры философской практики «философская повитуха» и «философская мать», расширяясь, соотносятся между собой, зависит степень эффективности философской практики. Таким образом, исследование расширения человеческого существования необходимо для распространения философской практики за пределы критических и понимающих измерений на деятельностные и творческие измерения. В этой презентации представлена ​​модель «философской повитухи», которая работает с этим расширенным состоянием человека. В частности, докладчик представит «практики себя», которые опираются на концепцию самости и могут стать стимулом для активизации «философской матери».

Теа Радович (Сербия) — бакалавр психологии, магистр человеческих ресурсов, психосоциальный консультант, предприниматель

Суперпозиция и запутанность «квантовой личности» (интерактивная презентация в стиле TED)

Целостный подход к пониманию человеческой психики как основы для взаимодействия между физическим и духовным подразумевает, что определенная часть личности функционирует на уровне атомных и субатомных частиц, которые подчиняются фундаментальным принципам квантовой механики. Двумя основными конструкциями квантовой физики, согласно которым частицы материи демонстрируют свои основные поведенческие принципы, являются суперпозиция и квантовая запутанность. Первоначальная предпосылка «квантовой личности» заключается в том, что определенные элементы личности действуют наподобие субатомных и атомарных частиц, то есть могут характеризоваться по принципам квантового мира через эмоциональные, когнитивные и поведенческие модели выражения индивидуальности. Суперпозиция предполагает, что каждая частица находится в бесконечно разных состояниях одновременно, пока стороннее наблюдение не переводит данную частицу в определенное состояние. Наше предположение состоит в том, что личность также меняется в своих психических состояниях в зависимости от контекста, в котором она находится в данный момент. Квантовая запутанность представляет собой существование множественных частиц для адаптации их состояния к состояниям других частиц независимо от расстояния, которое их разделяет. В сфере личностного существования этот закон можно применить к нескольким областям: внутренней, обеспечивающей взаимосвязь психических субстратов, и внешней — влияние социального контекста. Ценность использования вышеупомянутых постулатов обеспечит критическое отношение к диагностическому процессу, который основывается на субъективной ратификации психических расстройств и, таким образом, игнорируют основные законы квантовой физики.

Александра Конопляник (Россия / Великобритания) — магистр философии и государственной политики, практический философ, преподаватель философии и тренер по критическому мышлению, работающая в сфере образования, бизнеса и общественных объединений. Она является аккредитованным специалистом по философии в The Philosophy Foundation (Великобритания). Она является приглашенным преподавателем философии в школах ЛЕТОВО и Лицей РАНХиГС (Москва).

Профессиональная ответственность философа-практика (презентация)

Философская практика (ФП) находится где-то между академической философией и психологической практикой. Большинство представителей современной академической философии имеют четкую цель — стремиться к истине, ограничиваясь требованиями логики и академической строгости. Большинство современных профессиональных психологических практик придерживаются четко сформулированных этических протоколов и ограничений, одновременно работая над достижением столь же ясной цели — помочь клиентам жить более приспособленной жизнью с наименьшими страданиями. Этот набор целей (истина или лучшая жизнь, по определению) и соответствующие этические протоколы четко отличают академическую философию от практической психологии и позволяют обеим (по крайней мере, теоретически) проникаться соответствующим чувством профессиональной ответственности. Как на счет ФП? Она находится где-то посередине, и даже если практикуется как профессия, обычно имеет право устанавливать свои собственные цели, инструментальные и этические ограничения (или их отсутствие), основываясь на суждениях каждого практикующего. Так обстоит дело в России и в большинстве стран континентальной Европы. Итак, как может выглядеть профессиональная ответственность философа-практика? По своим конечным целям это больше похоже на академическую философию или психологическое консультирование? Является ли истина внутренней или инструментальной ценностью в ФП? Каковы обязанности практикующих философов перед своими клиентами, если таковые имеются? Должны ли профессионалы в области ФП выработать на эти вопросы коллективный ответ или индивидуального ответа вполне достаточно? Должны ли быть установлены какие-либо ограничения или иные требования в качестве условий для членства в профессиональных ассоциациях ФП?

Пространство для мирового сотрудничества: Philosophical Practice Hub Project (презентация)

Философская практика — это стремительно развивающаяся область профессиональной деятельности, характеризующаяся разнообразием и чрезвычайной фрагментацией. Мы полагаем, что все только выиграют от наличия онлайн-места (равноудаленного от любого конкретного метода философской практики), предлагающего хорошо структурированный, удобный, динамичный обзор / карту всего поля философских практик, его областей, основных подходов, их сходств и различий. Чтобы удовлетворить эту потребность, группа практиков (вдохновленная воркшопом, состоявшемся на ICPP 2020) запускает проект Philosophical Practice Hub Project (веб-сайт), который служит двойной цели: (1) предоставить удобную навигацию, сравнительную информацию как для начинающих, так и опытных философов-практиков, а также для их потенциальных клиентов, и (2) организовать плодотворное сотрудничество между различными школами философской практики. На ICPP 2021 команда PPHP представит проект, прототип веб-сайта и обзор всей отрасли с высоты птичьего полета, предложит комментарии, предложения и различные формы вклада в данный проект со стороны членов профессионального сообщества философов-практиков.

Ключевые спикеры:

Андре Л. Сантос де Алмейда (Бразилия)

Таисия Кондратьева (Россия)

Александра Конопляник (Россия / Великобритания)

Агата (Лан-Фанг) Лю (Тайвань / Великобритания)

Алекса Бабич (Сербия)

Майк Рот (Германия) — доктор философии, Университет Констанц / SinnPraxis Bodensee, соорганизатор 14-й Международной конференции по философской практике (Берн, Швейцария)

Философская практика 6 (2019), Констанц; PHILOSOPHIERE! (под ред. Рот / Хайн); Специальный выпуск HERZEN Edition 6.1 — интерактивный READER 2020 (презентация книг)

Специальный выпуск HERZEN Edition 6.1 — интерактивный READER 2020

Приветствие (Булатович)

Практика и консультирование (Пеннер)

Заниматься философией вместе (Рот и Мок-Вендт)

Видение и интерпретация (Хорн и Рот)

Фило-Ритуал (Хофманн)

Фило-Драма (Мок-Вендт / Рот / Пеннер)

Лигурийский ретрит (Рот)

I ретрит в Брандо (Рот и Пеннер)

III ретрит в Брандо: Поворот (Рот)

Фило-Драма: Грета действует (Schreiber / Мок-Венд / Рот / Завала)

Сократичекая прогулка (Зоран Койчич)

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ этого СБОРНИКА (Эгон Хайн)

Совместное создание философии: нарративная философия (Майкл Хэмп), воображаемые участники (Леон де Хаас) и филодрама (воркшоп)

Нарративная философия — это относительно молодая ветвь на старом древе философской литературы. В ней сочетаются литературные черты с письменной философской традицией. Я сопоставлю работы Майкла Хэмпа и Вольфрама Эйленбергера и организую обсуждение аспектов использования этих книг в философской практике. С точки зрения библиотерапии см. Совместные занятия философией, Рот и Мок-Вендт (спасибо Рану Лахаву и Вилли Филлинджеру). Что касается филодрамы, посмотрите видео моего мастер-класса на прошлогоднем ICPP. Отправной точкой является «Чтение по ролям» (несколько голосов) нарративного философского текста Майкла Хэмпа «Дикая природа-Душа-Ничто» — Die Wildnis — Die Seele — Das Nichts в контексте философской практики. Я попрошу Регину Пеннер смоделировать этот формат вместе со мной, используя презентацию Эйленбергера, посвященную четырем великим фигурам философии 20 века: Ханны Арендт — Симоны де Бовуар — Айн Рэнд — Симоны Вейль, возможно, в форматах, подсказанных Леоном де Хаасом, пытаясь воссоздать их как воображаемых философов-практиков.

Майя С. Леванон (Израиль) — доктор философии, Колледж Beit Berl (факультет неформального образования), приглашенный лектор в Людвигсбургском педагогическом университете (Германия), Университет National Louis (США), Государственный университет Монтклера (США) (философия для детей, департамент образовательного фонда).

Философское руководство для рефлексирующего психонавта (лекция)

По мере того, как психоделики возвращаются в сферу академических исследований, контролируемых терапевтических практик и общественных дискуссий, возникают новые вопросы и потребности, одним из которых является потребность в философском руководстве во время психоделического интенционального путешествия, рефлексивного диалога после путешествия, а также определения микродоз. В рамках психоделического путешествия мы находим управляемую, контролируемую терапию для работы с пациентами с PSTD (посттравматическое стрессовое расстройство) и другими, которые не обязательно страдают от диагностированного психического заболевания, а вступают в путешествие с намеренной целью духовного роста, даже трансформации, которые также могут извлечь выгоду из работы с человеком, помогающим им найти свое подлинное «я» с помощью вопросов и глубоких, заботливых, но критических размышлений. Типичный психонавт — тот, кто отправляется в путешествие не с поверхностным намерением «развлечься», а со смелым намерением вспомнить (а иногда и открыть) свою значимую цель в жизни, ту, которая отражает его истинное «я» и его истинные ценности, действительно, получает представление обо всем этом, хотя многих волнует вопрос: что делать с этим проблеском, когда путешествие закончится? Можем ли мы назвать это окончание фактическим началом настоящей работы? Именно здесь необходим философский гид, чтобы пройти через эту дверь без страха, но смело отбросив социальную маску, которую мы так усердно создавали, отождествляя е ней наше внутреннее я, смело войти в наше скрытое сознание и встретиться с тем, что находится внутри. Философ осуществит понимание вопросов психонавта не как проявление невроза или временного помешательства, а как истинных философских проблем: времени и пространства, «я» и сознания, подлинных чувств и социализации и т.д. Хотя во время путешествия психонавты могут испытывать крайнюю тревогу, они, как правило, также испытывают чрезвычайную радость, полученную из серии более глубоких представлений, касающихся более глубокого чувства жизни, как личности (сущности), которая является частью чего-то гораздо большего и доброжелательного. Фактически, многие сообщают, что их психоделический опыт был самым значимым опытом, который у них был. Однако как философ образования я могу утверждать, что не все переживания одинаково полезны для нашего развития, даже те переживания, которые мы считаем чрезвычайно значимыми, если мы ничего с ними не делаем, они имеют тенденцию исчезать. Метафора, которую я люблю использовать для этого, — сироп: первая доза, которую вы смешиваете с водой — самая вкусная, но чем больше вы ее разбавляете, тем более блеклым становится первоначальный вкус. Чтобы опыт оставался значимым в смысле долговременного влияния на нашу жизнь, мы должны закрепить его, что мы осуществляем через его понимание, а затем реализуем его в различных жизненных аспектах. Философ обучен именно этому: проникать в опыт и извлекать из него смысл, делать его полезным способом, заслуживающим доверия.

Философское образование как вакцина от фейковых новостей (лекция)

На первом году обучения на факультете философии я познакомилась с учением Декарта и его обманывающим демоном, а также с аллегорией пещеры Платона. Прошли годы, и я открыла для себя прагматизм и его представление о том, что критическое мышление, возможно, является не чем иным, как механизмом выживания в сегодняшнем мире, тем не менее, когда мы критикуем или даже игнорируем информацию, мы вынуждены предложить что-то взамен. Общим для перечисленных выше философских идей является то, что все они подходят к реальности с недоверием, но не оставляют нас в «кроличьей норе» нигилизма. Сегодня, живя в эпоху избыточной информации, мы часто сталкиваемся с манипуляциями, ложью и теориями заговора, которые, казалось бы, соответствуют упомянутой выше философской интенции критического сомнения, призыву не верить автоматически всему, что мы слышим. Однако слово «казалось бы» здесь не случайно: нам ясно — за пределами интуиции — что существует большая разница. В то время как Платон исследует отношения между онтологией и эпистемологией, а именно то, что можно считать «знанием», то есть как мы узнаем, что мы действительно знаем то, о чем мы думаем, что знаем, а Декарт обосновывает методологическое сомнение, которое Гилберт Райл называл «потенциальным нигилизмом», а потому утверждал, что для того, чтобы работать с методологией Декарта, нужно иметь четкий критерий истины, так как чтобы знать, что определенная информация ложна, я должен полагаться на критерий того, что является истинным, и таким образом отличать истину от лжи, более того, истина должна быть найдена, иначе понятие «ложь» не имеет смысла. И хотя кажется, что и у философии, и у теории заговора одна и та же стартовая линия — сомнение, но после него они расходятся в разных направлениях. В то время как философский подход стремится разрушать, чтобы сделать истину более обоснованной, и для этого философия использует хорошо проверенные инструменты, такие как логика, иногда эксперимент, концептуальный анализ, критическое мышление и т. д. Кроме того, философия также не стесняется опираться на знания из других дисциплин: естествознания, лингвистики и т. д. Напротив, теория заговора не стремятся предложить более стабильную конструкцию знания, хотя у нее также есть четкий набор инструментов для начала интеллектуального путешествия. «Заговорщики» просто хотят все развинтить и ввести в заблуждение. В этом смысле, возможно, они и есть тот демон Декарта, ведь на самом деле их аргументы основаны на логических и эпистемологических ошибках, которые часто сводятся к логическому кругу, что невозможно ни опровергнуть, ни доказать. На самом деле, когда «заговорщики» кричат: «не верьте ничему, это все ложь», в то же время подразумевается «верьте только мне, а все другое — ложь», они воплощают собой парадокс лжеца и не являются философами, ищущими истину. Философ продолжает искать истину, даже если в наши дни мы немного изменили свое отношение к этой неизменной и абсолютной природе истины. И все же, если мы принимаем взгляд Райла, то все-таки должна быть какая-то истина, иначе мы не сможем называть ту или иную теорию «ложью». Напротив, «заговорщик» даже не пытается отправиться в такое путешествие, он либо создает хаос, либо опирается на эмоции, которые не могут быть критически исследованы. Теперь несколько слов о роли образования в формировании сознания учащегося и подготовке его к осмысленной жизни на личном и социальном уровне. В рамках рассуждений о навыках 21 века много — и это справедливо — говорится о цифровой / технологической грамотности. Однако можем ли мы утверждать, что для наших детей будет достаточно просто ориентироваться в технологиях? Я полагаю, что помимо техно-цифровой грамотности мы также должны вернуться к старому доброму критическому мышлению как к ключу к управлению избыточной информацией, к которой можно легко получить доступ с помощью техно-цифровой грамотности. Но это еще не все, и здесь на помощь приходит философия, поскольку она поднимает вопросы, касающиеся наших доводов и дает нам проверенные конструктивные инструменты. Другими словами, философское образование, включая логику, чтение «Великих текстов», которые представляют читателю богатую историю методологических эпистемологических сомнений, образование, которое реализуется в форме диалогического исследовательского сообщества, где каждый исследователь оттачивает свои инструменты, как то проверка фактов, проверка данных / источников и т. д. Все это может действовать как вакцина против самой опасной пандемии — ложи, которая рядится в истину.

Яна Макакенко (Россия) — кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии Уральского федерального университета. Соорганизатор и постоянный модератор Death café (Екатеринбург), сертифицированный терапевт Рационально-эмоционально-поведенческой терапии.

Как мы можем говорить о смерти? (Воркшоп)

Воркшоп для специалистов, работающих в области «человек-человек» (психологи, психотерапевты, социальные работники, педагоги), а также для всех, заинтересованных в том, как научиться работать с переживаниями, связанными со смертью и умиранием, находить пути к осмыслению этого феномена. Это тренинг из авторской программы «Смерть и бессмертие в круге человеческой жизни, бытия и существования», которая была реализована для медиаторов 5 индустриальной биеннале современного искусства в августе 2019 года. Важной задачей этой программы стало формирование у участников способности «быть» с темой смерти и говорить о смерти и умирании максимально экологично. Тренинг разработан в формате разговорной практики и упражнений — в парах, малых группах и индивидуально. В процессе тренинга участникам дается возможность научиться работать с эмоциями, связанными со смертью и умиранием, осмысленно и осознанно рефлексировать появившиеся реакции, а также говорить о смерти с собой, другим, миром в целом и при этом оставаться самим собой.

Джон Борович (США) — доктор философии, профессор Милуокиской инженерной школы, основатель практики Therien в Седарбурге, штат Висконсин, в конце 90-х годов; примерно с 2010 года сосредоточил свою работу в области философской практики на курсах по профессиональной этике, которые выстраиваются с использованием нео-сократического диалога.

Философская практика как переосмысленный кинизм (лекция)

Сократа и Диогена можно рассматривать как тех, кто придерживался одной цели — провоцировать мышление, особенно это характерно для Диогена, который стремился подорвать бездумное провозглашение традиционных верований и ценностей. Но в ком? В отличие от Сократа, аудиторию Диогена составляли не его непосредственные наблюдатели, которых он в основном шокировал и вызывал отвращение, а те, кто слышал или читал о его выходках. Как известно, хрия являлась краткой философской формой, разработанной первоначально последователями Сократа для записи того, что он сказал и сделал. Диоген был бы хорошо знаком с хрией. Например, когда Диоген был на званом обеде, посетители звали его «собака» и бросали ему кости, как это делают люди с собаками. Он, в свою очередь, уходя, справлял нужду позади сидящих, чтобы показать, что это тоже приличествует собаке. Выходка Диогена, шокирующая в непосредственном опыте, может наводить на размышления, когда слышишь ее в пересказе, кроме того, именно в пересказе она стала известна широкой аудитории. Современные философы-практики находятся в положении последователей Диогена, которые запечатлели его провокации в хрие. Академические философы могут помешать ученикам в осознании их неразумия. Поэтому университеты могут нанимать философов-практиков для содействия этическому дискурсу, основанному на хрии, чтобы провоцировать мышление и улучшать моральные суждения. В лекции будет описан и продемонстрирован опыт автора по использованию методики асинхронного сотрудничества.

Андре Алмейда (Бразилия) — кандидат философских наук, профессор философии, Fundação Dom Cabral, ассоциированный преподаватель философии, Университет Суссекса, Англия (2013-2018).

Философская практика как способ разрешения внутренних этических конфликтов в контексте бизнеса (лекция) 

Внутренние этические конфликты распространены в профессиональной жизни многих руководителей бизнеса. Они могут возникнуть в результате определенных непредвиденных событий или могут сопровождать профессиональную деятельность исполнительной власти. Во время своей презентации лектор предложит: описание ситуаций, которые порождают внутренние этические конфликты в условиях бизнеса; объяснение видов проблем (как для частных лиц, так и для компании), которые могут возникнуть, если не получат должного решения; обоснование того, почему философия в целом и философская практика в частности являются наиболее подходящим средством разрешения этих конфликтов; и представление модели использования философской практики в качестве эффективного инструмента для решения данных внутренних конфликтов. Руководители постоянно сталкиваются с трудным выбором. Иногда такой выбор связан с противоречиями между экономическими показателями компании и этическими следствиями. Иногда выбор связан напрямую с теми или иными этическими дилеммами. Например, необходимость увольнения значительного числа сотрудников; закрытие завода; загруженность профессиональными обязанностями в ущерб семье. Автор предлагает модель для решения этих внутренних конфликтов, которая реализуется в групповых занятиях по философской практике. Целью работы является не только разбор внутренних конфликтов, но и использование результатов этой работы в качестве «топлива» для здорового развития личности.

Модель использования философской практики как способа поддержки руководителей предприятий во время кризиса (лекция)

В этой лекции я предложу модель использования философской практики как способа поддержки руководителей предприятий во время кризисов. Я начну с характеристики проблемы: в целом руководители постоянно сталкиваются с трудным выбором. Иногда такой выбор противоречит экономическим показателям компании и этическому результату. Иногда они связаны с прямыми этическими дилеммами. Примеры конкретных событий: увольнение значительного числа работников; закрытие завода; сосредоточение на профессиональной жизни в ущерб семье. В периоды кризисов степень сложности многих решений, которые должны делать руководители, возрастает. Я объясню, почему философия (и философская практика в частности) является подходящим «инструментом» для поддержки руководителей в эти моменты. Я охарактеризую ключевые способности, которые полезны для руководителей в таких ситуациях, способы принятия этических решений, критического мышления для урегулирования этических конфликтов, которые порождают некоторые трудные решения. Затем я обосную модель, которую я предлагаю в качестве инструмента поддержки руководителей во время кризисов. Чтобы проиллюстрировать, как работает эта модель, я поделюсь своими соображениями по поводу ее фактического применения с группой руководителей в конкретном кризисе.

Создание международной сети для обмена опытом и сотрудничества в области философской практики (воркшоп)

Целью этого воркшопа будет создание основы международной сети философов-практиков. Целью сети будет обмен опытом и поддержка друг друга (дополнительные цели могут быть предложены во время встречи). Работа над тем «как» это осуществить и является смыслом проведения этого воркшопа. Встреча начнется с того, что я представлю основную идею и предлагаемую цель сети. Затем я помогу участникам обсудить основные аспекты того, как будет выглядеть такая сеть. Я начну каждую «тему» ​​с того, что поделюсь своими мыслями в качестве основы для начала обсуждения (более продуктивно, если мы начнем с чего-то конкретного, а не с полностью открытого обсуждения). Тем не менее, я поясню, что участники имеют полную свободу представлять и обсуждать свои собственные предложения по каждой соответствующей теме. Сетевыми аспектами, которые будут рассмотрены в ходе семинара, будут «предложения о масштабах сотрудничества и возможных видах деятельности», «структура и динамика сети», «дополнительные идеи для включения и дополнительные разъяснения» (неожиданные вопросы участников), и «практические шаги по внедрению сети (которые включает обсуждение и формальный процесс регистрации членов)».

Философская практика и принятие решений руководителями предприятий (лекция)

Ключевой способностью руководителя является принятие решений. В то же время, когда принятие решений является одной из наиболее актуальных задач повседневной профессиональной жизни руководителей, последствия принимаемых ими решений усиливаются во много раз. Такие возможности становятся все более важными по мере того, как человек поднимается по служебной лестнице в бизнес-иерархии. Чем выше полномочия руководителя, тем большее влияние оказывают его решения. Несмотря на то, что это важная профессиональная способность руководителей, развитию этой способности принимать правильные решения в формальном процессе самосовершенствования руководителя не уделяется должной роли (что удивительно). В этой лекции я обосновываю точку зрения о том, что философская практика имеет все необходимое для того, чтобы внести большой вклад в решение этой проблемы. Философская практика непосредственно влияет на жизнь людей. Она также может влиять на личностные качества руководителя. Это своего рода личная добавленная стоимость, но с гораздо большим значением, поскольку косвенно это оказывает влияние на общество в целом. Трудно переоценить степень влияния корпораций в привычном нам мире. Например, из 100 крупнейших экономик мира 71 поддерживается корпорациями. Поскольку в лекции, среди прочего, приводится аргумент в пользу того, что одним из важных аспектов совершенствования способности руководителя принимать решения является правильное понимание морально значимых характеристик ситуаций (в отличие от склонности их игнорировать), то становится понятно, как это может улучшить жизнь общества в целом. В лекции я отстаиваю точку зрения, согласно которой философия имеет все возможности для такого значимого вклада. Чрезвычайно полезные принципы с точки зрения более качественного процесса принятия решений могут быть получены из традиционных областей философского исследования, таких как логика, критическое мышление и этика. Я также утверждаю, что философская практика особенно хорошо подходит для поддержки руководителей в развитии данных способностей. Требуется не просто теоретическое понимание концепций, а конкретное их применение. В этом случае философская практика — это тот подход, который позволит практикующему специалисту вывести концептуальную основу из вышеупомянутых теоретических областей философии, предоставляя в то же время действенные инструменты и методы, которые могут способствовать практическому развитию способности принимать решения. Лекция завершится описанием того, как философ-практик может способствовать развитию данных способностей.

Ольга Иванова (Россия) — доктор философских наук, доцент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Философский консалтинг как инструмент логоменеджмента в организации (Интерактивная презентация в стиле TED)

Логоменеджмент — это управление, основанное на здравом смысле — рациональной и логической основе ценностей и управленческих решений. Логоменеджмент учитывает возможное влияние личного чувства сотрудника на его или ее отношение к работе, необходимость осмысленной работы и осознание сотрудником своего собственного вклада в деятельность организации, понимание сотрудником чувства взаимодействия с коллегами по работе, признание ценности взаимодействия, подтверждение вовлеченности работника в его отношение к труду. Философский консалтинг — это интеллектуальная HRM-служба, которая объединяет инструменты философской практики и управления. Навыки критического мышления методологически используются как инструменты в аналитическом и проектном управлении. Например, при диагностике причин проблем в виде диаграммы «рыбья кость», SWOT-анализа, методов мозгового штурма и методов «желтого ящика», обеспечения непрерывных продуктивных отношений между мышлением и практикой и улучшения процесса принятия решений в цепочке: ясность мышления (на языке) — поведение — организационный эффект. Философское консультирование практикуется в сообществе в стратегическом диалоге, направленном на вовлечение различных заинтересованных сторон в рациональное и эмоциональное развитие идей. Как логоменеджмент, философский консалтинг позволяет создать среду, которая поощряет и поддерживает рефлексию. А именно учит понимать и распознавать наличие многих факторов и высокий уровень изменений, влияющих на решение руководства, принимать во внимание и прояснять неопределенность фактической ситуации, когда важная информация не определена, будущие результаты не ясны и смысл событий неоднозначен. Этот интеллектуальный сервис актуален для существования в современном VUCA-мире.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00322