Философская практика

ФИЛОСОФСКАЯ ПРАКТИКА — это направление современной философии, использующее философствование как средство для постановки, анализа и решения миро- воззренческих проблем, которые определяются исходя из духовных запросов клиента. Задача философа-практика — поднять частные проблемы клиента на философский уро- вень, осуществить вместе с ним философскую рефлексию над этими проблемами с целью расширения границ мировоззрения клиента. Как правило, для философской рефлексии используются фрагменты философских произведений. В отличие от психотерапии, в анализе личности клиента философская практика опирается на онтологи- ческие принципы экзистенциальной философии, а не биомедицинские или психометрические характеристики. Кроме того, сама процедура консультирования предпо- лагает работу с философскими категориями, в свете которых и происходит осмысление мировоззренческих проблем клиента. В отличие от академической философии, философская практика занимается не изучением философских теорий или систем, а практическим применением определенных процедур философствования — духовных упражнений (П. Адо), акцентирующих внимание на само- познании клиента, способствующих расширению границ (трансформации)  его мировоззрения.

Философская практика получила институциональный статус в 1982 году, когда была создана первая Междуна- родная ассоциация философской практики (IGPP) Герма- нии, Австрии и Швейцарии под руководством Г. Ахенба- ха. В настоящее время ассоциации философов-практиков существуют почти во всех регионах  мира.

Наибольшее распространение получили несколько форм философской практики: философское консультиро- вание, сократический диалогфилософское партнерство.

Философское консультирование — это форма индиви- дуальной или групповой работы, представляющая собой серию встреч, организуемых и направляемых философом- консультантом. Как правило, материалом для работы служат те или иные философские тексты, помогаю- щие клиенту осуществить необходимую рефлексию  над конкретными и частными проявлениями своей «фило- софской болезни» (А. Хельцхей-Кунц). Словосочетание «философская болезнь» — это не метафора, это реальное состояние человеческого существования в мире повсед- невности,   характеризующаяся   острой   чувствительностью к «зову бытия» (М. Хайдеггер), сопряженного со страхом смерти, социальной изоляции, свободы и бессмыслен- ности жизни. Таким образом, «философская болезнь» лечится философскими методами, представляющими  со-  бой подобие античных практик заботы о себе, «собирания себя»  в  условиях  безликих  структур  повседневности.

Сократический диалог. В основу этой формы философ- ской практики положены принципы работы с внутрен- ней и внешней речью. Поскольку внешняя речь человека в силу ее автоматичности не всегда соответствует тому, о чем он думает, во-первых, те или иные высказыва- ния человека могут вообще не выражать никакой мысли, а целиком и полностью относиться к проявлениям его эмоционального состояния; во-вторых, зачастую человек прибегает к внешней речи с целью замаскировать, скрыть реальные мысли о себе, об окружающих или о ситуации, невольно вводя в заблуждение себя и других. Поэтому задачей философа-практика является «примирить» собе- седника с его собственной речью (О. Бренифье), т. е. открыть для него рефлексивный план анализа своих рече- вых высказываний для обнаружения тех скрытых мыслей, которые маскирует внешняя речь. Данная философская практика оказывается эффективной как для проясне- ния смысла понятий, используемых во внешней речи, так и для прояснения смысла проблем, возникающих в тех или иных ситуациях, мешающих человеку в решении определенных жизненных задач. Разоблачая автоматизмы эмоций, речи и действий, человек получает возможность осознания периметра (Р. Лахав) своей «платоновской пе- щеры», а также возможность выхода из нее на новый уровень как мышления, так и мировоззрения в целом.

Философское партнерство. Эта форма философской практики представляет собой группу партнеров, осущест- вляющих  совместное  философское  созерцание  тех или иных аспектов мировоззренческих проблем методом фено- менологической редукции. Главное условие философского партнерства — глубокое сосредоточение на том «чистом» опыте, который можно получить исходя из медитативного состояния, выносящего «за скобки» все автоматизмы мыс- ли и речи внешнего повседневного опыта. Концентрация на этом опыте осуществляется методом медленного чте- ния фрагментов тех или иных философских текстов, со- держащих в себе законченные идеи по созерцаемой про- блеме. Высказывание собственных идей осуществляется в унисон с прочитанным текстом, выделяются его главные понятия, из которых совместными усилиями группы кон- струируется общая «карта идей» (Р. Лахав), дополняемая концептами или образами, возникающими в простран- стве «чистого» опыта каждого участника группы. Целью групповой работы является коллективная помощь в про- яснении философских идей за счет совместным усилий. Работа членов группы напоминает действия музыкантов в  едином оркестре.

С. В. Борисов

 

Литература

Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М. ; СПб. : Степной ветер : Коло, 2005; Ахенбах Г. Б. Основное правило  философской  практики  //   Социум  и  власть.  2016.

№ 6 (62). С. 99—106.; Борисов С. В. Что такое «философ- ское партнерство» и как его практиковать // Социум и власть. 2017. № 2 (64). С. 123—129; Бренифье О. Искусство философской практики: философские установки // Социум  и власть. 2018. № 1 (69). С. 80—87; Лахав Р. Философ- ская практика —  Quo  Vadis?  // Социум и  власть.  2016.

№  1  (57).  С. 7—14.

 Соединенные статьи: духовные упражнения, философское консультирование, сократический диалог, философское партнерство,  забота  о  себе,  созерцание.