Участники конференции и анонсы выступлений (4)

Герд Ахенбах (Германия) — профессор философии, основатель «Международного общества философской практики» (IGPP), член Научного консультативного совета «Общества изучения и продвижения прикладной философии» (Германия), а также основатель и бессменный руководитель целого кластера университетских курсов по философской практике в Венском университете (Австрия). Герд Ахенбах первым из философов вводит в научный оборот само понятие «философская практика», кроме того он является наиболее авторитетным представителем такого направления философской практики, как «философское консультирование». Его идеи обобщены во множестве книг и статей по данной проблематике.

Владимир Климентьев (Россия) — магистр философии, преподаватель истории философии, Организатор образовательного проекта «ФИЛОСОФ&Я — школа мысли«, ведущий практикумов «Конструктивный разговор», «АнтиСофист», директор АНО «ПриОбщение — место смысла» (Санкт-Петербург).

Семинар по истории философии как формат философской практики (воркшоп) 

С лета 2013 года почти ежедневно проходят вебинары на онлайн-курсе по истории философии, который я веду. Сейчас редкий вебинар длиться меньше 2-3 часов. Это маленькая жизнь несколько раз в неделю. Что мы проживаем в эти часы? Происходит ли тут что-то? Влияет ли это на нашу повседневную жизнь? Да! Обсуждая прочитанный первоисточник, мы учимся не только оказываться незнающими, ошибающимися. Ошибка становится плодотворной в совместном размышлении и приводит к настоящему блаженству открытия, которое всякий раз есть результат совместного усилия. Многие участники отмечают побочный терапевтический эффект этих встреч. Знание текстов, мыслей философов, развитие своего мышления, связность понятий, прояснение картины мира — это становится как бы необходимым сопутствующим достижением происходящему главному процессу — радости совместного мышления и ощущения сущностного бытия. На воркшопе мы попробуем воссоздать ту атмосферу и условия наших вебинаров, читая и обсуждая фрагмент философского произведения (скорее всего Античности).

Людмила Сироткина (Россия) — кандидат философских наук, Балтийский федеральный университет имени И. Канта (Калининград); автор и руководитель конкурса «Логика. Мышление. Творчество», олимпиады по логике для школьников, автор книги «Логические начала для детей и взрослых».

Логическая культура мышления: условия и стратегии развития (презентация)

Согласно исследованиям Ж.Пиаже, к 15-16 годам мышление достигает уровня формальных (пропозициональных) операций. Является ли логическая нормативность как критерий логической культуры и условие эффективной дискурсивности атрибутом естественного мышления? Эмпирические исследования свидетельствуют: в режиме нормативной логичности оно функционирует крайне редко, обнаруживая все эффекты «детского» мышления (М.А. Холодная). В чем причина неактуализированности ресурсов индивидуального интеллекта? Специфика ведущих каналов трансляции моделей индивидуальной рациональности в условиях информального образования ведет к многократному воспроизведению логических ошибок и закреплению стойких стереотипов логически некорректного разворачивания мыслительных процедур. Каковы условия и стратегии развития культуры мышления в аспекте процессуальной нормативности? В выступлении будут обсуждаться принципы сензитивности, рефлексивности, квалитативности как базовые основания конструирования образовательных воздействий, а также представляться опыт раннего формирования логических структур.

Олег Валуев (Россия) — младший научный сотрудник Школы Антропологии Будущего, преподаватель-исследователь в области психологических наук, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) (Москва), психолог-консультант.

Философия творчества как личностная практика свободы быть, делать и творить (Лекция)

В своей жизни и профессиональной деятельности я всегда понимал философию как эсхатологическое искусство человеческой свободы, открывающей новые силы и возможности духа. Её необходимость, как и «необходимость себя» (по М. К. Мамардашвили), ощущаю в педагогике, психологии, психотерапии, искусстве и жизни. Философское основание моей личностной практики связаны с творческим синтезом философии персонализма и философии свободного духа. На лекции в противоположность интеллектуальному пониманию творчества как порождения культурных продуктов будет «отстаиваться» экзистенциальное понимание — как освобождение духа в преображении мира, изменении жизни (Н. А. Бердяев). Свобода — не в том, что вы можете, а в том, чего вы не можете. В этом смысле реальная свобода открывается как свобода творчества — в синтезирующем взаимодействии экзистенциальной и эссенциальной свободы, свободы делать и свободы быть. Будет показано, что практикование свободы открывает дух в триангуляции смысла, возможности и невозможности, поэтому самопознание философа есть творческое основание философии познания. Утрата смысла, приводящая по В. Франклу к экзистенциальному вакууму, есть утрата свободы, а, значит, утрата духовных оснований жизни, утрата самого себя. Философия творчества как личностная практика свободы позволяет соотносить разные виды свобод с разными видами творчества, обнаруживая новые смыслы как связи и отношения между возможностями и невозможностями своей жизни.

Сюрреалистическая баллада как диалог судьбы и свободы (воркшоп)

Поиск ответов на значимые вопросы человеческой жизни порой заводит в интеллектуальные тупики, создавая разнообразные трудности на нашем жизненном пути. Это иногда происходит из-за невозможности организовать живой диалог между своей судьбой и свободой, диалог, позволяющий вам обрести самих себя на уровне большей искренности, сложности и собранности. В одном фантастическом произведении Роберта Шекли говорится, что «для правильной постановки вопроса надо знать половину ответа». Участники воркшопа могут принести с собой или поставить любой значимый жизненный вопрос, волнующий их в прошлом, настоящем, будущем или вечном, и получить на него ответ, к которому они будут готовы на тот момент времени. Предлагаемая для этого культурная практика самоосознания может быть использована как в групповом, так и в индивидуальном формате работы. Она базируется на философии персонализма Н. А. Бердяева, философии искусства М.М. Бахтина, экзистенциальной психологии Р. Мэя, психологии искусства Л.С. Выготского и психологии творческого акта В.П. Зинченко. Итак, мы обратимся к синтезированному искусству — мультипликационному фильму «Destino» (2003) — известному совместному проекту Сальвадора Дали и Уолта Диснея. Данная практика включает в себя просмотр и обсуждение мультфильма, рефлексивное письмо и свободное рисование, смысловое исполнение баллады своей судьбы и свободы. Это будет «двигательный диалог» самопознания, позволяющий обрести нового себя.

Культурно-исторические практики жизни в период пандемии: преодоление апокалиптического времени (лекция)

Год, который человечество провело в ситуации вынужденной самоизоляции и массовых ограничений, вызвавших многочисленные силовые преодоления в обществе и культуре, был целиком окутан витающими над всеми нами темами и образами жизни и смерти. Это заставляет говорить о катастрофическом и даже апокалиптическом времени (последнее рассматривается в логике Ф. М. Достоевского), что нашло отражение в понятии «хронологического невроза», т.е. невроза утраты связности времени, безвременья и следующего за этим распада жизненного хронотопа (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко). Пандемия коронавируса понимается мною в логике социосистемного и экзистенциального подходов как триединство эпидемии, инфодемии и ноодемии. Это дает возможность целостного и многопланового рассмотрения нашего сложного времени и его ментальных эффектов. Человечество не впервые сталкивается с явлениями подобного масштаба и исторически накопило некоторый набор инструментов и практик работы с социумом и личной жизнью в подобные времена. Эти практики, рассматриваемые для преодоления апокалиптического времени в работе с самим собой и другими людьми, имеют как психологическое, так философское и экзистенциальное устройство. О них мы сможем подробнее поговорить в контексте осознания переходов между выживанием, оживанием, жизнью, переживанием и возжитием.

Экзистенциальный девиз как философско-психологическая практика разрешения личностных проблем и жизненных трудностей (воркшоп)

В сложных ситуациях жизни и деятельности человек нуждается в теплых словах, концентрирующих в себе позитивные идеи, конструктивные помыслы, мотивирующих и вдохновляющих на новые поступки и дела. В качестве таких выражений часто используются разнообразные пожелания родных и друзей, красивые философские изречения и афоризмы, художественные цитаты, многочисленные рекламные слоганы, военные и политические лозунги, медитативные и религиозные тексты. Из них составляются личностные правила поведения, профессиональные кредо, семейные и родовые надписи и девизы. В отличии от них экзистенциальный девиз позволяет придавать новые силы и смыслы для изменения жизненных и личностных обстоятельств на некоторый период времени. На воркшопе предполагается демонстрация применения футурологической практики его написания для разрешения ряда жизненных вопросов и задач, стоящих перед человеком. Методологическим основанием данной практики выступают экзистенциальный подход в психологии и психотерапии (Р. Мэй, Л. Бинсвангер и др.), экзистенциальная антропология (Д.А. Леонтьев, Е. Петровская, С.С. Ступин и др.), философия духа и творчества (Н.А. Бердяев, А. Камю, Г.С. Померанц ид р.) и культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Г. Асмолов и др.). Это работа с самим собой, обращающая личность к ее собственному жизненному миру, дает глубокие смысловые ответы на личные вопросы в знаковой форме. Практика создания экзистенциального девиза имеет письменный характер и всегда относится к будущему, с которым и предлагается поработать.

Николай Хмыров (Россия) — независимый исследователь, разработчик и ведущий программ по оценке и обучению в российских и западных компаниях, эксперт по оценке федерального проекта «Россия — страна возможностей» («Лидеры России», «Мастера гостеприимства», «Наука»), практический философ, методист и ведущий проектов по оценке и развитию мышления (Санкт-Петербург).

Нужна ли философская практика бизнесу? Осмысление корпоративного опыта (презентация)

Мария Дмитриева и Николай Хмыров расскажут о судьбе двух корпоративных программ по философской практике: «Мыслить широко» и «Стойкий ум». Обсудим следующие вопросы:

Откуда возникла идея предложить бизнесу философию?

Насколько бизнес действительно заинтересован в том, чтобы руководители мыслили более широко?

Зачем бизнесу нужна философия?

Может ли философия быть нужной сотруднику, но не ненужной и даже вредной — компании? А наоборот?

«Герменевтика субъекта» о герменевтике клиента (панельная дискуссия)

Может ли знаменитый цикл лекций Фуко «Герменевтика субъекта» (1982) помочь нам понять, кто такой клиент философского консультирования? Насколько актуален такой ответ: «клиент философского консультирования — тот, кто «заботится о себе»?

Приглашаем к обсуждению! Намеченные темы:

три типа клиентского пути в «Герменевтике субъекта» Фуко; ответы из разных эпох

что мы сегодня понимаем про клиентов ФК?

все ли люди — потенциальные клиенты ФК?

можно ли «готовить» клиентов к философской практике? А нужно?

клиент в цифровую пост-ковидную эпоху: четвертый путь?

Ведущий: Николай Хмыров

Участники: Артур Красюков, Юлия Монина, Андрей Сизов

Риелла Морхайим (Турция) — Университет Boğaziçi, философия (бакалавр), IDC Herzliya, организационная психология (магистр) и Тель-Авивский университет, философия (магистр). С 2008 года, работая в области философского консультирования и практик, участвовала во многих тренингах и конференциях в Турции, Нидерландах, Израиле, Франции и Швейцарии. В 2015 году ее статья была опубликована в книге «Женщины в философском консультировании: Анима мысли в действии» (Lexington Publishing House), в которой приняли участие 18 женщин-философов из 12 стран. Под названием «Практики разблокировки» она практикует философию как методику личного развития и решения проблем. Она предлагает услуги философского консультирования отдельным лицам, парам, группам, учреждениям и организациям на трех языках: английском, турецком и иврите. Кроме того, она проводит тренинги по философскому консультированию и философии с детьми, а также проводит семинары по философской практике с детьми, педагогами, родителями, сотрудниками и руководителями в различных областях.

Философское консультирование о тревоге (воркшоп)

Испытываете ли вы тревогу? Или вам нужно углубить и развить понятие тревоги? Итак, как насчет того, чтобы присоединиться к нашей групповой философской консультации? Философское консультирование позволяет участникам исследовать вопросы и проблемы, которые они связывают с концепцией беспокойства в мирной, безопасной и респектабельной обстановке. Рассматривая саму философию как метод, участникам предлагается руководство по использованию философской мудрости в их повседневной жизни. Основная цель этой философской консультационной группы — помочь участникам обнаружить причины беспокойства — проблемы — трудности, связанные с этим, и найти для них наиболее подходящие и творческие решения. Это не традиционный урок философии или групповая терапия. Это творческий, веселый и вдохновляющий курс, поскольку он предлагает инструменты для применения философских знаний и методов в повседневной жизни. Это подлинный процесс исцеления и развития. Он был структурирован и обогащен с использованием древних и современных методов, а также с учетом потребностей каждого участника в отдельности и групповой работе.

Арканджела Мичели (Италия) — профессор философии игры и философской практики в Agape Philosophical Advice / магистр Университета Roma Tre. Член-учредитель и председатель A.L.I. (Итальянской ассоциации философии игры). С 2004 г. профессор прикладной философии и философии воображения в Школе философского консультирования (Рим).

Философская игра, индуктивно-философско-игровой метод и его применение (постер-презентация)

Философия игры (лудософия) — это неологизм (от лат. Ludus, игра и греч. София, знание), что означает «учиться размышлять, играя». «Знание, умение, поиск, задавание вопросов, понимание в игровой и радостной манере, посредством игр и упражнений на размышление, начиная с мифов, поэтических, художественных и философских суждений. Исходя из этого представьте себе богатство, которое открывает исследовательское любопытство в отношении самого себя и что каждый индивид имеет в своем распоряжении, даже если он не философ…» Мы утверждаем, что философская игра — это действие в своем процессе и результате, вытекающие из философской рефлексии в практике индуктивно-философско-игрового метода. В этой практике решаются следующие задачи: а) вызывать любопытство, изумление; б) способствовать творчеству, внимательному слушанию, подлинному общению; в) активировать внутренний диалог (с самим собой), диалогическое взаимодействие (с другим человеком) и пересмотр собственного видения мира (сообщества). Таким образом, в исследовании самого себя открывается опыт другого человека, группы и расширяется горизонт мира. Те, кто заинтересован в этой «практике», могут быть философами, философами-консультантами, пропагандистами, учителями и психологами, заинтересованными в применении философско-игровой практики в самых разных средах: школах, учебных заведениях, тюрьмах, центрах для пожилых людей и инвалидов и т. д. Однако для того, чтобы это уметь, нужно быть философом-консультантом, прошедшим обучение на курсах Master/Agape Degree Course in Philosophical Counselling в университете Roma Tre. Во время постер-презентации будут показаны примеры философских игр, которые можно проводить, исходя из различных контекстов и в разных ​​сферах.

Нери Полластри (Италия). Занимается философской практикой с 1998 года, а с 2000 года является практикующим консультантом по философии как в частном порядке, так и в центрах психического здоровья государственного управления. По этому поводу он опубликовал Il pensiero e la vita (2004, 2-е изд. 2020), Consulente filosofico cercasi (2007, 2-е изд. 2020) L’uomo è ciò che pensa (2008, с Д. Миччоне) и Il filosofo in azienda. (2010, с П. Червари) и около сорока статей (некоторые из — на английском языке). Перевел на итальянский язык книгу Питера Раабе «Философское консультирование: теория и практика» и координировал серию книг «Философская практика» (на итальянском языке), собрав работы Ахенбаха, Лахава, Раабе, Шустера и многих других. В 2002 году он основал Phronesis, Итальянскую ассоциацию философского консультирования, президентом которой он был шесть лет. Преподавал философские консультации в нескольких итальянских университетах, был спикером ICPP в Копенгагене, Севилье, Лёсдене, был одним из организаторов IX ICPP в Карлофорте. В настоящее время он возглавляет Istituto di Consulenza Filosofica, ведет свой профессиональный курс философского консультирования в соответствии с концепцией философской практики Ахенбаха, но отличающейся современным представлением о философском консультировании.

Способствовать познанию и освобождению, но не лечить (лекция)

В течение двадцати трех лет, на протяжении которых я следил за международным движением философской практики, я всегда наблюдал контраст между двумя совершенно разными видами философских практик:

теми, кто стремится помочь клиенту (консультируемому) и заботится о его благополучии;

теми, кто стремится к совместному процессу познания (как для клиента, так и для философа).

Такое различие показывает дистанцию ​​между немецкой Philosophische Praxis, созданной Гердом Ахенбахом и его последователями, и американо-латиноамериканским философским консультированием, развивающимся по-разному во многих частях мира. Это также соответствует различию, установленному Ахенбахом между «альтернативной психотерапией» и «альтернативой психотерапии». Как бы то ни было, важные последствия этого различия пока еще недостаточно признаны и оценены как в теории, так и на практике. В частности, отсутствие видения этого различия порождает недопонимание в международном сообществе относительно:

идентичности практики;

способов ее осуществления;

оценке успеха или неудачи;

эффективности;

использования в нем психологических инструментов;

наконец, что не менее важно, прояснения самого концепта «практика».

Я мог бы представить некоторые соображения для размышления над темой и даже обратиться к международному сообществу с рядом предложений.

Абхишек Шукла (Индия) — магистр философии Университета Дели, младший научный сотрудник отдела философии; активный член группы философов-практиков Дели; координатор взаимодействия с различными организациями для продвижения философской практики в Индии.

Исследование природы философии с акцентом на способность детей философски мыслить (Презентация)

Философские исследования с детьми подвергаются критике по причине того, что детям не хватает когнитивного развития, необходимого для мышления высшего порядка. Это определение философии как мышления высшего порядка, выдвинутое противниками философских исследований с детьми, вполне разумно и является хорошим определением философии. Философия как дисциплина высшего порядка имеет дело с проблемами, которые нельзя решить посредством обыденного мышления. Другими словами, философские проблемы существуют в пространстве между эмпирическими проблемами и логико-математическими проблемами; ни одна из них не может быть решена ни с помощью эмпирических методов, ни с помощью логико-математической дедукции. Философские вопросы относятся к области, где ничего нельзя знать наверняка; поэтому они открыты для разногласий, но философские разногласия отличаются от разногласий в дисциплинах первого порядка тем, что они могут перейти на уровень второго порядка. Айер (1936) дает хороший пример такого разногласия, утверждая, что идеалисты и реалисты расходятся во мнениях не только о природе реальности, но и о том, как доказать или опровергнуть свои утверждения. Гарет Мэтью (1980), основываясь на своем опыте философского исследования с детьми, утверждает, что маленькие дети естественным образом задают философские вопросы, но простая постановка философских вопросов не может считаться философским исследованием, если этому не способствует прогресс. Это приводит к вопросу о самой возможности прогресса в философии. Концепция прогресса в философских исследованиях должна отличаться от того, что свойственно в этом отношении дисциплинам первого порядка, потому что философские вопросы открыты для разногласий и не могут иметь однозначного ответа. В самом философском исследовании может быть прогресс, даже если считается, что философии как научной дисциплине прогресс не свойственен.

Таисия Кондратьева (Россия) — практикующий философ, тренер по критическому мышлению. Таисия получала свой опыт, обучаясь в магистратуре «Философское консультирование и консалтинг» Западного университета Тимишоары (Румыния), на программе «Философское консультирование» Оскара Бренифье и на дипломной программе «Логотерапия и экзистенциальный анализ» (Москва / Вена). У нее за плечами опыт проведение индивидуальных философских консультаций и мастер-классов онлайн с клиентами из России, Европы и Азии; тьюторство по образовательным программам философского консультирования; проведение серии офлайн-семинаров по критическому мышлению для учителей начальных классов в школе AFFRA в Тривандруме (Керала, Индия); мастер-классы для актеров — применение критического мышления в искусстве. В настоящее время она заинтересована в достижении баланса между критическим мышлением и чувственностью, а также в установлении постоянного международного контакта между философами-практиками.

Образовательные программы по философской практике. Что в них проблематичного? (Дискуссия)

Язык выступления: английский

Во время презентации и последующего обсуждения я поделюсь с вами проблемами, которые обнаружила, изучая международные образовательные программы по философскому консультированию и лично обучаясь на некоторых из них.

— Что проблематичного в существующих образовательных программах по ФП?

— Надо ли их модифицировать, оставить как есть, создать другие?

— Какие элементы неотъемлемы для программы по ФП?

— Что мы считаем «практикой»? Проведение консультации, мастер-класса или философский разбор текста?

Я приглашаю вас обсудить эти вопросы и поделиться своим видением!

Пространство для мирового сотрудничества: Philosophical Practice Hub Project (презентация)

Философская практика — это стремительно развивающаяся область профессиональной деятельности, характеризующаяся разнообразием и чрезвычайной фрагментацией. Мы полагаем, что все только выиграют от наличия онлайн-места (равноудаленного от любого конкретного метода философской практики), предлагающего хорошо структурированный, удобный, динамичный обзор / карту всего поля философских практик, его областей, основных подходов, их сходств и различий. Чтобы удовлетворить эту потребность, группа практиков (вдохновленная воркшопом, состоявшемся на ICPP 2020) запускает проект Philosophical Practice Hub Project (веб-сайт), который служит двойной цели: (1) предоставить удобную навигацию, сравнительную информацию как для начинающих, так и опытных философов-практиков, а также для их потенциальных клиентов, и (2) организовать плодотворное сотрудничество между различными школами философской практики. На ICPP 2021 команда PPHP представит проект, прототип веб-сайта и обзор всей отрасли с высоты птичьего полета, предложит комментарии, предложения и различные формы вклада в данный проект со стороны членов профессионального сообщества философов-практиков.

Ключевые спикеры:

Андре Л. Сантос де Алмейда (Бразилия)

Таисия Кондратьева (Россия)

Александра Конопляник (Россия / Великобритания)

Агата (Лан-Фанг) Лю (Тайвань / Великобритания)

Алекса Бабич (Сербия)

Фабио Андрес Гальвис Гомес (Колумбия / Россия) — аспирант Уральского федерального университета (Екатеринбург, Россия), магистр гуманитарных наук, магистр политической философии, младший научный сотрудник «Лаборатории сравнительных исследований толерантности» (Уральский федеральный университет).

Развитие критического мышления в образовании через архитектурный дизайн. Критический подход к социальному пространству по Лефевру (интерактивная презентация в стиле TED)

Презентация представляет концепцию социального пространства, организованного  Лефевром, сквозь призму опыта шведских школ Vittra. Моя цель — показать философскую теорию Лефевра как способ прочтения архитектуры и ее взаимодействия с людьми в образовательном контексте. Хотя пространство существует до нас в определенной форме и функции, однако его можно реконструировать благодаря взаимодействию с тем, что его составляет. Такая реконструкция необходима, чтобы увидеть как трансверсальное знание, новые стратегии обучения, индивидуализация и гуманизация отношений между учителями и учениками и другие интересные процессы обучения являются частью структуры, краеугольным камнем которой является соответствующая организация образовательного пространства. Таким образом, презентация завершится демонстрацией того, что предмет изучения и образовательный процесс следует мыслить во временных и пространственных категориях.

Екатерина Полухина (Россия) — бакалавр факультета иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск), участник групп «Глубинная философия» (Deep Philosophy)

Опыт самопознания и развития субъектности посредством глубинной философии (Презентация)

В течение двух лет я являюсь участником групп глубинной философии. На данный момент я завершаю свое обучение для того, чтобы стать ведущим онлайн встреч (фасилитатором), а также присоединиться к DP в качестве члена совета. В чем смысл участия в такой онлайн-встрече? Во-первых, это дает возможность «пережить» философский текст, связать идеи текста со своей собственной жизнью. Во-вторых, это дает возможность истинно услышать другого человека. В-третьих, эта встреча- уникальный момент раскрытия своей глубины. Мои первые онлайн-встречи в качестве участника произвели на меня глубокое впечатление. Больше всего меня привлекало то, что для такого вида философии совсем не важно наличие определенного количества философских знаний, самым важным являлось желание познать себя через философский текст. Еще до знакомства с философией меня волновала тема истинной поэзии, удивительным образом в мою жизнь вошли стихи. Часто после онлайн-встречи я ощущала себя внутренне готовой к прочтению стихов. Встреча с текстом — это важный момент в глубинной философии. В моем личном опыте принятие текста переросло в некое противоречие. Если мы воспринимаем текст как «зеркало», следовательно, там может отразиться только то, что в нас есть. Задача текста- напомнить нам о каком-то аспекте нашей жизни, задача ведущего в том, чтобы помочь участникам увидеть глубину текста и понять лично для себя его смысл, услышать свой голос и осознать свой взгляд на мир. Затем я осознала, что противоречие на самом деле должно быть нашим другом, а не врагом, противоречие может быть первым шагом на пути к поиску ответа. Глубинная философия дает мне пищу для размышлений, некие противоречия помогают пробудиться, что-то вдохновляет на поиск себя. На данный момент я вижу, что мне удается в некоторых моментах реагировать спокойнее на жизненные трудности (с некой долей стоицизма), глубинная философия помогает мне оживлять дремлющее сознание и войти в нужное состояние для понимания поэзии, это помогает мне научиться слышать других людей, не может приятно не удивлять, насколько иногда похожи «голоса» наших реальностей, будто они идут из одного центра. В тоже время, это требует моей личной работы, чтобы понять, что из всего этого мне ближе. Таким образом, философия — это путь к себе любыми возможными способами, а также ежедневная практика добытых таким способом истин.

Лара Курыгина (Россия) — философ-консультант, коуч по критическому мышлению, выпускница курса «Философское консультирование» Оскара Бренифье.

Искусство интерпретации: археология субъекта (воркшоп)

Узнать человека по одному его высказыванию возможно! Выстроить его археологию означает узнать через какую парадигму он смотрит на мир, какие у него убеждения, какое ему присуще эмоциональное состояние, и какие внутренние трудности он испытывает. На воркшопе вы будете практиковаться в интерпретации человека, познакомитесь с разными инструментами этого искусства.

Интерпретация. Работа с картиной (Воркшоп)

Искусство интерпретации дает свободу нашему мышлению. А в диалоге раскрываются наши ограничения, которые влияют на нашу способность видеть смыслы, толкования одного явления. Приглашаю вас на воркшоп по интерпретации картины, на котором в совместном исследовании мы будем изучать то, как вы смотрите на мир и что это говорит о вас. Картина будет выступать зеркалом вашего способа мысли!

Мария Володина (Россия) — философ-практик, коуч по критическому мышлению. Ее философский путь начался с работы с детьми по методу критического мышления, после чего она продолжила свое профессиональное обучение и сейчас ведет личные консультации и обучает других этому методу. Сфера ее интересов — переводить теорию в жизнь и смотреть на то, как меняется жизнь.

Самоконсультация или как задавать себе вопросы (Лекция)

Среди различных упражнений философской практики есть одно, которое можно практиковать в одиночку: самоконсультация. Это форма самопроверки, в письменной форме. Делать это устно было бы недостаточно строго и слишком приблизительно. Принцип тот же, что и в «обычной» консультации, за исключением того, что оба собеседника — одно и то же лицо. Тот, кто практикует это упражнение должен, в свою очередь, играть роль «субъекта» и роль «философа», подобно игре в шахматы с самим собой. Работа начинается с вопроса, который интересует или волнует «субъекта», затем «философ» задает ряд вопросов, позволяющих углубить проблему и рассмотреть новые гипотезы, с часто удивительным результатом. Главная проблема заключается в том, чтобы задавать эффективные вопросы и избегать самодовольства, что требует некоторой подготовки. Сессия, на которую я приглашаю вас, будет введением в эту практику или дополнительным обучением для тех, кто уже инициирован, через живую демонстрацию.

Владислав Гуренко (Россия) — кандидат философских наук, философ-практик, лектор общероссийского лектория «Интеллектуальные среды», эксперт в области практической философии и философии культуры.

Конфликт речи и текста в греческой философии (Лекция)

Греческая философия создала две фундаментальные традиции: традицию речи и текста. Первая принадлежит Сократу и Платону, а вторая Аристотелю и его ученикам. Эти школы объявили интеллектуальную войну друг другу. Следы этой философской распри мы находим в современном образовании, искусстве и науке. Какие основные аргументы стоят за этими позициями? Можно ли решить этот давний спор?

Упражнение «Диарезис» (διαρεσης) (Воркшоп) 

Диарезис — это аналитический метод деления понятия на две части. Для того, чтобы понять сущность того или иного понятия, нужно выявить родовое понятие и его специфические видовые свойства. Упражнение призвано исследовать глубину понятия и совместно, в режиме дискуссии, сконструировать определение.

Юлия Лазарева (Россия) — философ-практик, выпускница философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, переводчик, редактор текстов по философии и образованию, тьютор программы «Философское консультирование» в Московском институте психоанализа.

Послание миру (Воркшоп)

Если бы мир на несколько минут услышал вас, что бы вы сказали ему? Воркшоп посвящён развитию навыков аргументации и критического мышления. Мы проанализируем одно или несколько посланий участников и узнаем что-то новое о себе.

Камья Раго (Индия) — магистр философии Университета Кералы (Индия); участник «Фонда жизненного мира» (Индия); увлечена философией для детей; планирует получить докторскую степень в области P4C.

Философия мертва? Омоложение философии посредством философии для детей

Мой друг серьезно критикует философию за то, что она мертва и ей больше нигде нет места. Почему же некоторые так думают? Почему они воспринимают философию для детей как утопическую идею? В своей презентации я поясню, почему часть населения рассматривает философию как идею старой школы и почему философия для детей необходима для их саморазвития и мудрости. Философии для детей не уделяется первоочередного внимания во многих странах, включая мою страну, Индию. Как философы-практики, мы несем ответственность за повышение эффективности P4C, насколько полезным это будет для детей. Информированность – это не мудрость. Мудрость – преддверие безмятежного царства саморазвития, самопознания, принятия себя. Если дети будут продвигаться по пути мудрости через P4C, это будет просветляющей силой для лучшей жизни и принятия человека таким, какой он есть. Как отметила Сьюзен Т. Гарднер в своей теории, практическое мышление, необходимое для самосовершенствования и может быть обеспечено с помощью P4C, поэтому мы должны сделать его понятным для всех и для образовательной системы в целом. Взаимное принятие и уважение разных мнений имеют решающее значение для здоровых отношений. Я хочу показать, как это возможно с помощью Р4С, поскольку мы помогаем малышам формировать их собственное мышление и осознанность в реальной жизни для лучшего будущего.