Лу Маринофф (США) — профессор философии, декан философского факультета Городского колледжа Нью-Йорка (США), президент Американской ассоциации философов-практиков (APPA). Во многом именно благодаря его усилиям движение философской практики стало популярным. Огромную роль в этом сыграла его книга-бестселлер Plato, not prozac! Applying philosophy to everyday problems (1999), переведенная на многие языки мира. Он является одним из самых узнаваемых и читаемых авторов в мире. Гуманитарная терапия как средство защиты от негативного воздействия техногенного общества (лекция)Глобализация и цифровая революция преобразовали человеческую цивилизацию беспрецедентным образом, во многом благодаря инновациям, а также навязыванию новейших технологий растущему числу потребителей. В то время как эти преобразования приносят бесспорную пользу человечеству, выгоды сопряжены со многими издержками. Лектор не оспаривает преимущества, но пытается предложить варианты решения проблем. Он обращается к гуманитарной терапии как к одному из средств работы с данными проблемами, с которыми сталкиваются как отдельные люди, так и общество в целом, — проблемами, возникающими в результате чрезмерного воздействия технологий при недостаточной гуманитарной экспертизе. |
|
Оскар Бренифье (Франция) — PhD по философии, философ-консультант, основатель Института практической философии в Париже. Он продвигает философскую практику уже 25 лет в более чем 50-ти странах мира. Автор более 30 книг для взрослых и детей. Он специализируется на философском консультировании, философии детям, философии в бизнесе, индивидуальных тренингах по развитию мышления. Доступность как ценность морали и действия. Демонстрация философской консультации (Лекция)В качестве этического принципа Чжуанцзы предлагает нам концепцию доступности. Для него быть доступным выходит за рамки конкретных моральных принципов, например, «не лгать» или «не причинять вред другим», которые имеют лишь ограниченную и косвенную ценность, как мы можем наблюдать это ежедневно. То же самое относится к действиям или общению, где правила действуют только при определенных обстоятельствах. Например, осторожность, имеет мало смысла в ситуации срочности. Или смелость, которая превращается в безрассудство, когда опасность слишком велика. Доступность — это способность оценивать ситуацию и определять тип адекватного действия или реакции. Она предполагает со стороны субъекта способность дистанцироваться, умение оценить ситуацию и пластичность мышления. |
|
Регина Пеннер (Россия) — кандидат философских наук, доцент кафедры философии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), с 2016 года принимает активное участие в международном движении философской практики, участник нескольких международных школ и ретритов по философскому консультированию и философскому партнерству, со-организатор проекта 4Self Екатерина Миляева (Россия) — старший преподаватель кафедры философии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), со-организатор проекта 4Self Опыт философской медитации в условиях «самоизоляции» по время пандемии (воркшоп)На вокршопе будут представлены способы самокультивации, основанные на методах философской практики, объединяющей рациональные усилия работы над собой с медитативными способами концентрации и релаксации. Специфика предложенного на воркшопе метода философской практики — философских медитации — заключается в необходимом обращении к внутреннему миру, объединяющее рациональные философские методы (понимание, анализ, интерпретация философского текста) с методами традиционных медитативных практик, основанных на концентрации сознания. |
|
Сергей Борисов (Россия) — доктор философских наук, профессор, директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), заведующий кафедрой философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Челябинск), президент Ассоциации философов-практиков «Рацио», ведущий философского кафе. Рождение «глубинной философии» из духа «онтопроектирования» (Лекция)В лекции будут изложены основные принципы «глубинной философии» — одного из направлений современной философской практики. Автор рассматривает эти принципы в контексте феноменологической модели «онтопроектирования». Автор дает подробное разъяснение главным концептам «глубинной философии», таким как «глубинное измерение», «созерцание», «персональность», «резонанс» и т.д. с позиции соотношения онтического и онтологического, мира «в-себе» и мира «для-себя». Философия как личностный проект (Мастер-класс)Мировоззренческая функция философии раскрывается автором в контексте духовных практик, развивающих способность самопознания. Данные практики являются условием духовного здоровья и воспитывают эпистемические добродетели. |
|
Хорхе Умберто Диас (Португалия) — PhD философия морали, Католический университет Португалии координатор направления исследований в области прикладной философии и исследовательского проекта «Перспективы счастья. Вклад Португалии в Доклад о счастье в мире (ООН)», директор офиса PROJECT @ — Philosophical Consulting. Тиаго Гонсалвес Пита (Португалия) — профессор философии и психологии в педагогической сфере Baixo Alentejo / Alentejo Litoral, тренер и председатель правления Генеральной ассамблеи Португальской ассоциации этического консультирования и философии (APAEF). Качество философских консультаций в Португалии (Лекция)Эта лекция будет осуществляться совместно с Тиаго Пита. В 2008 году я создал PROJECT @ Office — корпоративный бренд для бизнеса философских консультаций. В 2020 году Тиаго Пита и я решили оценить работу, проделанную в ходе консультаций. Для этого была подготовлена анкета, на которую клиенты отвечали в конце консультаций. На этой конференции мы представим ее результаты и откроем пространство для дискуссий с коллегами из других стран. Наша цель — опубликовать на основе этого статью в академическом журнале. Мы уже связались с международным научным журналом и сообщили ему о нашей работе и намерениях. Мы понимаем, что это новаторская работа, но она также является фундаментальной для развития философского консультирования как дисциплины. До сегодняшнего дня мы не знаем ни одной работы подобного рода. |
|
Наира Даниелян (Россия) — доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»; область научных интересов — онтология и теория познания, философия науки и техники. Современная философская практика сквозь призму идей Аристотеля (лекция)Автор приводит сравнительный анализ эпистемологии Аристотеля и современных научных представлений о процессе познания. Следуя идеям Аристотеля, мы можем утверждать, что он подразумевал разделение исследователя и исследуемого объекта. Однако сегодня доказано, что субъект и объект определяют друг друга и образуют целостную систему. Главной особенностью эпистемологии Аристотеля было получение истинных знаний. Но в наши дни эпистемологический процесс направлен на признание существования различных несводимых друг к другу позиций, которые были получены в результате его реализации. Предлагается рассматривать реальность как многослойную и многоуровневую. Знание субъекта об объектах будет разным для каждого уровня познания, но оно будет взаимосвязано. Можно сделать вывод, что Аристотель внес огромный вклад в становление и дальнейшее развитие эпистемологии, и его работы оказались отправной точкой для современных представлений о когнитивных операциях, их методах и результатах. |
|
Кармен Завала (Перу) — доктор философских наук, Национальный университет Сан-Маркос, основатель Философского центра Buho Rojo (Лима), руководитель еженедельного философского кафе (с апреля 1998 года), разработчик философских сайтов и видеороликов: видеопрограмма Filosofía al Día, видео о философской практике, The Agora — Философская практика. Почему философское кафе — идеальное место для философской практики (воркшоп)Я покажу, почему философское кафе — идеальное место для философских размышлений. В основном ученые упрощают философию до деятельности, которая ограничивается чтением и констатацией философских проблем, для этого используются ясные концепты, облегчающие аргументацию. Для нас же важно открывать для себя реальность 21-го века, в которой аудиовизуальный материал является признанным исследовательским документом и позволяет нам лучше анализировать все аспекты мышления, сопровождающие дискурс. В этом смысле хорошо организованное Философское кафе оказывается идеальной платформой для работы с философскими проблемами. Настоящая задача философии — рассуждать с людьми на том языке, на каком они думают в повседневной жизни, в школе, на улице, с друзьями, с коллегами, на рынке, в парламенте и т. д., добиться того, чтобы их понимали. В конце концов, именно на этом типе рассуждений основываются решения, которые принимаются правительствами, касающиеся ключевых вопросов общественной жизни, а также соответствующих событий личной жизни. Мы заинтересованы в том, чтобы научиться рассуждать, исходя именно из этого образа мышления, который смешивается с неявным знанием, не выраженным в языке; именно по такому принципу выстраивается мышление вообще. Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, я покажу некоторые сцены из жизни нашего философского кафе на видео в течение 3-5 минут. |
|
Дэвид Сумиахер (Аргентина) — президент Мексиканской ассоциации философского консультирования; консультант и педагог Мексиканской федерации философии для детей. Является директором, основателем и профессором CECAPFI (Centro Educativo para la Creación Autónoma en Prácticas Filosóficas). Организатор 15-й Международной конференции по философской практике (Мехико, Мексика), участник различных международных исследовательских проектов. Философская практика телесности (Лекция)В этой лекции я представлю некоторые элементы осуществления и перспективы применения философской практики посредством акцента на телесности. Чтобы понять это и начать практиковать, мы должны понять некоторые общие положения и принципы, касающиеся широкого понимания философии и философской практики. После пояснения этих принципов я остановлюсь на трех наиболее значимых способах применения телесных практик в области философской практики. Первый способ связан с сенсорным восприятием другого. Посредством этого мы значительно обогащаем поток данных, которые можно использовать для работы с другими, для выработки рабочих гипотез. Второй тип телесных практик, которые можно включать в философскую практику, связан с телесностью самого философа. В этом плане мы акцентируем внимание на наших действиях, жестах и самовыражении как способах продвижения, углубления и усиления философского осмысления, развиваемого посредством диалога или любым другим способом. Наконец, третий способ включения телесных практик в интерсубъективное философское взаимодействие связан с запросом на выполнение определенных телесных действий со стороны других в сочетании со своими собственными. Разнообразие возможностей и путей реализации в этом случае огромно, и здесь нам видится неоспоримый потенциал для философской работы, которая в принципе построена из понимания обстоятельств, способствующих развитию философского процесса. Каждый способ я буду рассматривать в контексте широкого видения философской практики, которая включает в себя философское консультирование, философию для детей (философствование с детьми), философские воркшопы и прикладную философию в организациях. О том, как философия и философская практика связаны с телесностью, эмоциями и поступками (Круглый стол)Долгое время и во многих областях философия (а также философская практика) действовала в рамках концепции рациональности, исключая большинство других областей жизни субъектов. Ее трансформирующая сила и проявление были сведены только к областям языка, сознания и дискурса, которые, не отрицая их ценности, являются лишь одной из ее возможностей. Хотя во многих случаях она пыталась «прикоснуться к жизни» субъектов с помощью этих важных средств, это напоминало действия врача, который из всех своих инструментов использует только стетоскоп или скальпель. Это слишком узкое понимание. Предрассудки или опасения в отношении психологии (дисциплины, которая была частью философии на протяжении тысячи лет) являются частью той же проблемы. Все это не означает, что философские проявления нельзя отличить от проявлений других типов (случайных, поверхностных, нефилософских и т.д.). Это означает, что в 21 веке философ может исследовать весь арсенал ресурсов, который накоплен за всю историю философии, начиная с Сократа, эллинистической философии, и кончая феноменологии или восточной философии. Здесь следует обратиться к некоторым элементам, которые, несмотря на их широкую трактовку в нашей работе, еще не имеют достаточно разработанных критериев различия, чтобы впоследствии создавать новые серьезные, значимые и хорошо обоснованные философские практики. Философские практики телесности (Воркшоп)Даже если воркшоп проводить в онлайн режиме, все равно в нем могут быть представлены философские практики телесности. Подобные возможности стали предметом изучения специалистов CECAPFI в последние восемь лет. Данный воркшоп покажет, как эти возможности могут быть реализованы. Кроме того, он даст практическое обоснование ценности и важности телесной активности как рабочего инструмента, которым может обладать философ-практик для развития своей специализации, будь то философское консультирование, философия с детьми, коучинг, философское кафе или философия для организаций. Тело и философская практика (Панельная дискуссия)Возможности философской практики безграничны. Большинство философов 20-го века отстаивали ценность и важность тела по сравнению с концепциями, которые устраняли его, уменьшали его значимость, фрагментировали или оставляли на заднем плане. Эта панельная дискуссия исследует ценность телесности с разных точек зрения. У каждого из приглашенных спикеров есть свои формы и подходы к философской практике, которые по-разному задействуют телесность. Здесь вы можете узнать об этих подходах, а также обо всем, что их объединяет. Модератор: Дэвид Сумиахер Приглашенные спикеры: Лидия Амир, Хосе Барриентос-Растрохо, Гуро Хансен Хельског, Нарелле Арчидиаконо Философия в движении. Состояние и положение философских практик в мире (Презентация книги)Философская практика — это динамичная и разнообразная международная деятельность. Эта книга показывает ее «современное состояние». Книга фокусируется на следующих областях: философия для детей, философское консультирование, преподавание философии, философская практика в тюрьмах, философские практики с коренными народами и самобытными общинами, философские практики в здравоохранении, распространение философии, философские семинары и кафе, философия в организациях, библиография (книги и журналы), а также философская практика в университетах. В создании книге приняли участие 20 авторов из 10 стран, которые представляют основные направления, школы, процедуры и проекты в нашей области. Мы расскажем, как разрабатывался проект этой книги, с какими трудностями мы столкнулись и каково будущее этого проекта. Веб-сайт ICPP (Презентация проекта)Движение ICPP, начиная с 1994 года, накопило очень ценный послужной список. Прошедшие 16 конференций говорят о возрастающем интересе и преемственности в развитии философской практики. Несмотря на огромную ценность, которую имели эти мероприятия, для широкой общественности пока не создано места, где можно было бы получить информацию об этом. Конечно, из многих источников можно узнать о программах, мероприятиях или скачать видеоролики, связанные с этими конференциями, но до сих пор не создано того места, которое интегрировало бы всю эту информацию и обобщало большую проделанную работу. По этой причине на этом веб-сайте организаторы проведенных конференций в Ванкувере, Лёсдене, Нью-Йорке, Бенсберге, Оксфорде, Осло, Копенгагене, Севилье, Карлофорте, Чхунчхоне, Афинах, Белграде, Берне и Мехико, размещают подробную информацию о событиях конференций, тем самым способствуя приобщению большого количества людей к движению философской практики. |
|
Людмила Беляева (Россия) — доктор философских наук, профессор, кафедра философии, социологии, культурологи; Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) Ирина Чугаева (Россия) — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства; Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург) Философско-коммуникативные практики как технологии поиска личностной идентичности в образовательном процессе (воркшоп)В современном обществе отмечается увеличение доли молодых людей, выражающих отчуждение, негативизм к происходящим событиям, нежелание общаться, непонимание, неприятие других людей. Данные проявления связаны с потерей ценностно-смысловых ориентиров, кризисом личностной идентичности. В условиях ценностного плюрализма молодым людям необходим экзистенциальный опыт как поиск смысла существования, выстраивания стратегии собственной жизни. Такой опыт подростки могут получить в процессе ценностно-смыслового восприятия искусства как переживания художественного образа через диалог с автором, героем художественного произведения, ценностно-смысловое моделирование их миропонимания и мироощущения. Данный процесс мы рассматриваем как философско-коммуникативные практики, так как он связан с активной деятельностью субъекта, его способностью подняться над обыденностью бытия с целью понять жизнь Другого, осмыслить различные жизненные ситуации, соотнести с собой. Философско-коммуникативные практики с опорой на герменевтический подход позволяют использовать художественное произведение как дискурс, способствующий в процессе коммуникации с авторским смыслом обнаружению личностного смысла в явлениях культурной жизни. Философско-коммуникативные практики поиска личностной идентичности реализуются на основе разработанной нами технологии активизации ценностно-смысловых отношений, отправной точкой которых является стремление подростка найти ответ на вопрос «Кто Я?», что, в конечном счете, означает поиски истины своего бытия. Мы выделяем комплекс таких отношений, в основе которых лежит сократический диалог как метод философской практики. Данная технология способствует обретению молодым человеком личностной идентичности, которая превращаясь в практику заботы о себе, характеризует его как активного, ответственного субъекта, способного к самопознанию, самопониманию, ценностному самоопределению и творческому самовыражению. |
|
Федерико Эммануэль Мана (Аргентина) — адъюнкт-профессор, факультет гуманитарных наук, Национальный университет Mar del Plata / Национальный университет Lanús. Член исследовательской группы «Es justo que yo», Facultad de Humanidades, UNMdP, 2016-2020 гг. Ведущий семинара «Café filosófico», Мар-дель-Плата, Аргентина, 2014-2016 гг. Популяризация философии: выступления на радио, 2014 — 2020; телевидении, 2015-2020 годы; телеведущий: «filosofapp» на телеканале UNMdP, 2019-2020. Метод как неизбежный мост между теорией и практикой философского консультирования (воркшоп)В чем разница между «философом-консультантом» и «традиционным философом»? Во-первых, следует сказать, что в то время как «традиционный философ» развивается в теоретическом и академическом плане, «философ-консультант» старается применять теорию различными способами и действиями. Однако это различие несколько абстрактно и неубедительно, потому что «философское консультирование» как концепция не может быть определена простым актом ее применения. Представленная здесь гипотеза будет кратким изложением находящейся на стадии разработки докторской диссертации. Суть ее в том, что прикладная философия означает работу с методом, который функционирует как мост между двумя точками: исходной и конечной. Что это за точки? Исходная: убеждения каждого философа относительно человечества, существования, счастья и т. д. Конечная: цели в области консультирования. Иными словами, практикующий философ должен описать теорию на языке «традиционной философии», а также изложить стратегии для ее применения, чтобы оказывать положительное влияние на жизнь людей. Это понимание философского консультирования поможет нам выработать собственную позицию во всегда открытой дискуссии по поводу того, придавать ли значение методу или нет. На занятии мы будет исследовать идею о неизбежности использования метода в процессе философского консультирования, потому что нам необходима стратегия для построения «моста» между нашей теорией и практикой. Пустота и вымысел: новый методологический подход к философскому консультированию (презентация)Докторская диссертация, как и вся исследовательская работа, — это медленный процесс, который выполняется поэтапно, шаг вперед, шаг назад. По этой причине здесь будут представлены некоторые частичные выводы моего собственного исследования о возможности нового методологического подхода к философскому консультированию. Ожидается, что дискуссия с остальными коллегами начнется по-новому поводу: предлагаю подумать о проведении философских консультаций с учетом концепций «вымысел» и «пустота». Для этого нужно базироваться на следующей диалектике: пустота возникает при разрыве значений. Пустота вызывает отторжение у людей, которые стремятся ее быстро заполнить. В таком случае вымысел возникает как дискурсивная структура, представляющая реальность как «если бы…». Это делает неопределенное знакомым, пустота быстро заполняется. Но что, если эти выдумки порождают экзистенциальные конфликты? Это вопрос, который мотивирует данный методологический подход. Он представляет собой восхождение по шести ступеням: • Представление проблемы • Формулировка проблемы • Запрос на вымысел • Вопрошание в пустоте • Само-открытие • Ре-конструкция В этой презентации я постараюсь показать на чем базируется диалектика пустоты и вымысла, как ее развивать, а также поделюсь некоторыми результатами, которые были получены из опыта применения этого подхода. |
|
Леон де Хаас (Нидерланды) — магистр философии, преподаватель философии, исследователь, автор, тренер и преподаватель философской практики, редактор раздела «Философская практика» «Голландско-фламандского философского журнала», руководитель проекта 10-й ICPP в Леусдене (Нидерланды), член совет немецкой Berufsverband für Philosophische Praxis. Современный Сократ (Лекция)Некоторые из ключевых особенностей интервенций Сократа в ранних диалогах Платона лежат в основе всей философской практики. Философия Сократа была перформативной, состояла из где-то и когда-то проходивших встреч с одним или несколькими собеседниками на тему, которую задавал, по крайней мере, один из собеседников. Он вторгался своими вопросами в заявления своих собеседников, ставя под сомнение определения понятий. В этой лекции я рассмотрю вопрос о том, в какой степени «классическая» философская практика Сократа должна меняться в контексте современной философии. Внимание будет сконцентрировано на последствиях феноменологических и языковых поворотов для сократической практики. В своем исследовании мы используем идею «концептуальной личности» Делёза и Граттари. Таким образом, мы получаем образ современного Сократа. Лекция будет иллюстрироваться мыслительными картами и образами с последующим их обсуждением с участниками онлайн конференции. |
|
Надежда Ильюшенко (Беларусь) — научный сотрудник Центра управления знаниями Института философии Национальной академии наук Беларуси. Соисполнитель проекта «Философское консультирование: методологические основы, принципы реализации и перспективы развития в Республике Беларусь» (2014-2016), соисполнитель проекта «Философия в структуре инновационных технологий школьного образования: концептуальное» основы, методические инструменты, перспективы развития в Республике Беларусь »(2018-2020 годы). Изучение языка философии как средство развития самостоятельности мышления (лекция)Лекция находится в тематическом поле конференции, обозначенном как Философия для детей. В рамках лекции будет рассмотрена специфика философского языка. Эксплицированы и описаны основные языковые средства, позволяющие расширить привычные описания мира, добиться выражения нетривиальных философских интуиций, наметить навые направления философского поиска. Особое внимание будет уделено таким приемам как использование в философских текстах метафор, тавтологий (порочного круга в определении), а также пошагового, постепенного уточнения мысли путем введения так называемых «оперативных понятий». В заключение будет приведен пример изучения языка философии в рамках реализации программы дополнительного образования для детей и подростков «Зеленое Солнце» (авторский коллектив: Н.С. Ильюшенко, Н.А. Кутузова, Д. Кутузов, О.И. Давыдик). |
|
Антонио Санду (Румыния) — профессор, доктор философии, факультет права и административных наук, Университет «Stefan cel Mare» (Сучава); Научно-исследовательский центр социальных и гуманитарных наук LUMEN (Яссы). Основные сферы интересов: этика, биоэтика, социология, социальная работа и социальная философия, государственное управление. Анализирует социальное конструирование реальности, развивая свою собственную версию социального конструкционизма. Ведет исследования в области автономии и информированного согласия в области медицинской этики и этики общественного здравоохранения. Интересуется трансчеловеческими и постчеловеческими изменениями в связи с виртуализацией социального пространства. Философская практика во времена пандемии (лекция)Медикализация общества в практическом отношении отражает тот факт, что общество более восприимчиво к различным рискам, по поводу которых чувствует угрозу. Пандемия приводит к ограничительным мерам, которые касаются всего общества, снижает социальную активность. Это становится возможным в контексте медикализированного общества, образ жизни которого основан на иногда преувеличенной заботе о состоянии здоровья, здоровом образе жизни, био образе жизни и т.д., что навязывает страх потери комфорта и здоровья. В контексте этого страха мы в большей мере осознаем риск, которому подвергаются различные элементы повседневной жизни. Многие подобные усилия оказываются поверхностными, и осознание того, насколько данные ежедневные риски реально влияют на нашу жизнь, может быть достигнуто с помощью этического философского консультирования. Это меняет подход к философии, хотя порой кажется трудно совместить фундаментальные темы современной философии с повседневными интеллектуальными заботами ее потенциальных читателей. Эмпирический подход и недуалистическая медитация в философской практике (лекция)Теоретическая основа экспериментальной психотерапии берет свое начало в философии феноменологической и экзистенциальной ориентации. Упомянутые философские направления были конкретизированы психологами, принадлежащими к гуманистической психологии. Эмпирическая перспектива включает в себя медитативные переживания, в том числе связанные с переживанием состояний транса или переживания измененного состояния сознания. В философской практике этот подход направлен на проживание экзистенциальных фобий и тревог, а также конкретных ограничений проявления человеческих способностей. В этой лекции мы подчеркнем важность использования в философской практике медитативных техник, берущих начало в недуалистических практиках кашмирского шиваизма, рассматриваемых в экзистенциальной перспективе, как переживания чистой субъективности. |
|
Янг Ри (Южная Корея) — кандидат философских наук, приглашенный профессор факультета философии Корейского университета, президент Корейской ассоциации философского консультирования, президент Корейского общества гуманитарной терапии, главный редактор журнала Philosophical Practice and Counseling. Философское консультирование на основе искусственного интеллекта (лекция)В лекции будут рассмотрены основания, по которым возможно само рассмотрение вопроса о возможности философского консультирования на основе искусственного интеллекта, а именно использование заботливого робота и будущее постчеловеческое общество. Бытие и отношения в эпоху постгуманизма (лекция)Каким будет постчеловеческое общество? Как обычно, есть две перспективы: пессимистический взгляд и оптимистический взгляд. Согласно пессимистическому взгляду, по мере развития технологий появляются новые существа, называемые трансчеловеческими, с повышенным интеллектом и физической силой и чрезвычайно долгой продолжительностью жизни, и они будут доминировать над людьми. С другой стороны, согласно оптимистическому взгляду, технологии пойдут на пользу людям, поэтому люди с помощью умных машин эволюционируют от трансчеловека до постчеловека. В споре между конкурирующими взглядами существуют сложные проблемы, особенно такие, как естественные и искусственные существа, человеческое достоинство и равенство, а также смысл жизни. Целью этой лекции является изучение бытия и отношений в эпоху постгуманизма с точки зрения философии Ницше. Я рассматриваю трансчеловека как типичное существо постчеловеческой эпохи и рессентимент как его отношение к миру. Ницше оказал влияние на рост трансгуманизма и постгуманизма, как это видно из прямых или косвенных признаний пионеров этих движений, хотя можно спорить о том, является ли это влияние реальным или поверхностным. Уделяя особое внимание идее Ницше о Хозяине и Слуге, рессентименту и Сверхчеловеку (Übermensch), я утверждаю, что (а) в постчеловеческую эпоху появятся новые классы, соответствующие Хозяину и Слуге, (б) появятся новые формы рессентимента Слуг по отношению к их Хозяевам, и (c) Сверхчеловек как создатель новых ценностей потребуется для решения проблем посредством рессентимента. |
|
Янг Ки Ким (Южная Корея) — выпускник магистратуры Национального университета Kangwon. Философия тела Ницше и хип-хоп как образ жизни (презентация)Согласно Ницше, искусство является продуктом внутренней воли и побуждений человека, постоянной борьбой и примирением между противоположными силами. Ницше объясняет это делением искусства на Аполловское и Дионисийское. В отличие от искусства Аполлона, которое сводится к свету, полноте и мечтам, искусство Диониса приводит к несовершенству, порыву и безумию. Эти два разных атрибута сливаются воедино благодаря исступлению — характерной черты древнегреческой трагедии. Дионисийское искусство в настоящее время осуществляет творческую деятельность, формируя целые особые миры, а не только эстетические переживания. Дионисийский художник призывает с помощью искусства оставаться в виртуальном мире, но в то же время держаться на расстоянии от него, быть в реальности и дистанцироваться от реальности, и с помощью этой техники мы можем трансформировать наши собственные болезненные реалии. Для Ницше дионисийская музыка выражается волей, стимулируя человеческое тело и разум, заставляя его танцевать, а не ходить и петь, а не говорить. Я применяю это к такому музыкальному жанру как хип-хоп. Жанр хип-хопа чем-то напоминает философию искусства и особенно музыку, в той трактовке, которую дает Ницше. Ницше отмечал, что люди поют и танцуют, чтобы выразить свое стремление к возвышенному, однако это не имеет ничего общего с их индивидуальным интеллектуальным уровнем или художественной культурой. Одной из самых главных характеристик хип-хопа является то, что он доступен для всех. Хип-хоп открыт для любого общества и для любой культуры. Участники просто собираются вместе для индивидуального самовыражения. В процессе танца они проникаются сочувствием друг к другу независимо от имущественных и социальных границ. Это говорит о том, что хип-хоп — это не просто музыкальный жанр, это также определенный философский образ жизни. Предварительное исследование возможности интеграции античной трагедии и философского консультирования (Презентация)Современное общество сталкивается сегодня с множеством проблем, для решения которых философия может открыть различные альтернативы. В частности, философское консультирование, инициированное Ахенбахом в Германии в 1981 году, является одним из примеров решения жизненных проблем посредством философии, которая может ориентироваться не только на теоретические аспекты. Однако если философия будет сосредоточена только на предложении альтернатив, это может привести к пренебрежению к глубине рассматриваемых проблем. Прежде чем предложить альтернативу необходимо провести тщательное рассмотрение проблемы, чтобы найти приемлемое решение. Ведь ответ на философский вопрос без правильного понимания проблемы не имеет смысла. Итак, какая самая важная жизненная проблема, с которой мы сталкиваемся сегодня? Я считаю, что это проблема пессимизма и нигилизма. В частности, страдания, которые проникли в нашу повседневную жизнь с появлением COVID-19, заставляют смотреть на нашу жизнь с позиции пессимизма и нигилизма. Итак, какое отношение следует выработать к тем жизненным страданиям, которые обрушились на нас? Этот вопрос отсылает нас к аттической трагедии в трактовке «Рождения трагедии» Ницше. Пессимизм и нигилизм, которые Ницше выразил посредством «рождения трагедии» (аттической трагедии), показывает саму суть этих концептов. Автор презентации покажет, опираясь на работы Лу Мариноффа «Платон, не прозак», Питера Раабе «Теория и практика философского консультирования» и в свете перспективного подхода Ким Сан-Хе, как философы-консультанты реагируют на современные проблемы. В ходе презентации будет показана возможность глубокого рассмотрения проблемы, а также возможность синтеза философского консультирования и аттической трагедии (в трактовке Ницше). |
|
Чи Сон Ги (Южная Корея) — аспирант философского факультета Kangwon National University. Получил степень магистра в Andong National University в Корее по предмету «Изучение идей шэнь (神) в И Цзин». В настоящее время учится в докторантуре Kangwon National University. Специализируется на восточной философии. Активно участвует в проекте BK4 (Brain Korea 21) и исследовательской группе P4C в области философского образования. Исследование методов философского консультирования с использованием «Книги перемен», zhòng tiān Qian и «теории ‘yáo wèi» В качестве метода философского консультирования я обосновываю использование «Hyowi-seol» (теорию о месте «Hyo») в «Книге перемен». В качестве методологии исследования философского консультирования у меня была возможность сравнить метод «PEACE» Лу Мариноффа, метод HORIZONT Кайхоффа и метод «Перспективного консультирования (RUSM)» профессора Kangwon University Ким Сон Хи и «Книгу перемен» и «Wang Pil интерпретацию», «Теорию Chwiui (теория принятия воли)», «Теорию, ориентированную на Ilhyo (теория, согласно которой один hyo становится хозяином)», «Теорию сыновней почтительности (теорию об изменении сыновней почтительности)». Существуют рамки для интерпретации, такие как «мягкая оборона (теория о своевременности)» и «теория смещения (теория изменения места)». Основываясь на такой структуре Wang Pil интерпретации, докладчик представит свою технику философского консультирования, исследуя изменения в соответствии со «случаем». |