Смерть является наиболее серьезной конечной данностью. Любой человек осознает, что когда-либо умрет. Но одни люди считают, что от этого никуда не деться и продолжают спокойно жить, а другие переживают это невротически. Можно выделить два механизма защиты от данного вида тревоги, а именно: 1) вера в собственное бессмертие и 2) вера в спасителя.
Следующая конечная данность – свобода. Люди по-разному трактуют ее. Человек думает, что он изначально приходит в полностью обустроенный мир и ему ничто не угрожает, и из такого же мира он уходит. Но на самом деле это не так. Рано или поздно человек начинает понимать, что это свобода лишает его почвы под ногами, открытие этой пустоты вступает в конфликт с потребностью в «почве» и ее структуре; он понимает, что является творцом своего мира и, соответственно, несет за него ответственность. Механизмы защиты от тревоги, связанной со свободой, уводят человека в ложное осознание отсутствия ответственности за себя, за свой жизненный выбор.
Третья конечная данность – одиночество. Люди приходят в мир и уходят из него совершенно одинокими. Данный экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой изоляцией и потребностью в контакте. Механизмами в данном случае будут являться: попытки самоутверждения за счет других людей, а также слияние с другим индивидом или группой.
И, наконец, четвертая конечная данность – бессмысленность. Здесь люди задаются такими вопросами как: «В чем смысл жизни, если я все равно умру?», «Почему мы живем?», «Как нам жить?». Механизмы расходования экзистенциального потенциала: компульсивная деятельность, проблемы, которые позволяют занять и структурировать время, а также, возможно, «бунт» или нигилизм, что так ярко описано у философа и писателя Альбера Камю.