Философское консультирование

ФИЛОСОФСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — это форма индивидуальной или групповой работы, представляю щая собой серию встреч, организуемых и направляемых философом-консультантом. Внешне это может напоминать одну из разновидностей психотерапии, в частности экзистенциальную психотерапию (или дазайн-анализ). Фило софская «начинка» этой терапии в том, что, во-первых,  ее основу, дающую представление о структуре личности, составляют онтологические принципы экзистенциальной философии, а не биомедицинские или психометрические характеристики личности, используемые в психологической науке. Во-вторых, сама процедура консультирования предполагает работу с философскими категориями, в свете которых и происходит осмысление тех или иных мировоззренческих проблем клиента. Зачастую материалом для работы служат те или иные философские тексты, помогающие клиенту осуществить необходимую рефлексию над конкретными и частными проявлениями своей

«философской   болезни»   (А. Хольцхей-Кунц). Как правило, существуют определенные пусковые моменты или состояния, которые побуждают посетителя философской консультации искать диалога с философом- практиком. Обычно таковыми являются разочарования, неожиданные переживания, столкновения с другими людьми, удары судьбы, неудачи, неприятные или про- сто надоевшие и скучные жизненные ситуации. Как пра- вило, проблемы, по поводу которых могут обратиться к философу-консультанту, связаны с мучительными сожалениями, вопросами, которые люди не могут ни решить, ни отбросить. Согласно характеристике Г. Ахенбаха, это люди, которые могут ладить с «прозой» своей повседневной жизни, но живут со смутным ощущением того, что они никогда не поднимались до уровня настоящих своих задач. Они считают, например, что их реальность никак не соответствует их возможностям. К философу- консультанту приходят те люди, которые хотят не просто жить или с чем-то разобраться, но скорее отдавать себе отчет в своей жизни, прояснить ее контуры, все ее много- численные «откуда», «зачем» и «для чего». Достаточно часто их потребность состоит в том, чтобы поразмышлять над определенными обстоятельствами, специфическими затруднениями, двойственным течением своей жизни. Короче говоря, цель их визита к философу-консультанту заключается в том, чтобы понять и быть понятыми.

В чем же состоит используемый «метод»? Согласно Г. Ахенбаху, философия работает скорее над методами, чем при помощи методов. Подчинение методам является делом науки, а не философии. Философское размышление является не движением по заранее проложенным путям, а вечным поиском «правильного пути» заново, оно не за- нимается совершенствованием техник размышления, но проясняет их. И потому цель его состоит не в том, чтобы показать собеседнику философски выверенный жизнен- ный путь, но помочь ему продвинуться вперед по своему собственному пути.

Философия не просто «прилагается», например путем лечения проблем собеседника Платоном, Гегелем или кем-либо еще: лекция не является рецептом исцеления. Философ-консультант, по словам Г. Ахенбаха, ответстве- нен ни за «что-то», ни за что-то особенное или специаль- ное, чем он готов — до того, как он оказывается в каждой конкретной ситуации, — управлять в соответствии с про- фессиональной компетенцией, и теперь предоставляется случай для этой особенной компетенции. Компетентность философа требуется только для той или иной определен- ной проблемы. Короче говоря, в этом особом случае он становится ответственным за этот особый случай.

Философское консультирование, как правило, практи- кует метод феноменологической и эйдетической редук- ции. Человек обладает способностью временно приоста- навливать привычную для себя манеру быть на что-то направленным и что-то оценивающим и обращать внима- ние на саму свою возможность делать это. Человек может научиться быть дисциплинированным в отношении своей интенциональности и посредством феноменологической редукции подвергнуть сомнению все те автоматические суждения, которые обычно принимаются как само собой разумеющиеся. Кроме того, у каждого человека есть своя собственная перспектива мира, своя собственная особая точка отсчета. Использование понятия «феномен» позво- ляет избежать привычной оппозиции сущности и суще- ствования. А значит, исчезает необходимость усматривать за психическими проявлениями органические корреляты, как это делает, например, клиническая психиатрия, или динамику инстинктов и их дериватов — влечений, как это делает психоанализ. Появляется возможность опи- сывать сами явления души и связывать их не с чем-то иным, а друг с другом. Тем самым человек для философа- консультанта интересен в своей целостности, интересен как личность, а не только теми своими проявлениями, которые образуют, к примеру, психическую болезнь.

Понять мир человека — значит обнаружить особую априорную «экзистенциальную структуру» личности (Л. Бинсвангер). С помощью метода феноменологии, ко- торый в задаче понимания человека не признает никакой предварительной системы отсчета в качестве «привиле- гированной», различные феномены мира, выявленные в процессе философского консультирования, описываются  с предельной точностью так, как о них сообщает сам че- ловек. Трансцендентальная структура «экзистенциальных априори» является ключом к пониманию мира любого че- ловека, т. к. она представляет собой смысловую матрицу, в которой все феномены находятся на своем месте. Кроме того, она есть и способ (забота), каким трансценденталь- ная структура обнаруживает себя в отдельном человеке по отношению к делам и вещам его повседневной жиз- ни. Общий паттерн таков: 1) проникающая однородность символического контура трансцендентальной структуры выражается в постоянном воспроизведении опыта («забо- та»); 2) столкновение с фактичностью  («заброшенность», «пограничные ситуации»); 3) возврат к прежнему опыту через конфликт, бессмыслицу (невроз, психоз); 4) возврат     к прежнему опыту через обретение смысла («свет» бытия, смотрансформация).

С. В. Борисов

 

 Литература

Ахенбах Г. Б. Основное правило философской практики // Социум и власть. 2016.  №  6  (62).  С.  99—106;  Бинсван- гер Л. Бытие-в-мире. М. : КСП ; СПб. : Ювента, 1999; Борисов С. В. Дазайн-анализ как философская практика: философские основания и медитативные упражнения // Философская мысль. 2016. № 5. С. 35—46; Ясперс К. Фе- номенологическое направление исследования в  психопатоло- гии  //  К.  Ясперс.  Собрание  сочинений  по  психопатологии  : в 2 т. Т. 2.  М.  :  Академия,  1996;  Achenbach  G.B.  (2010). Zur Einführung der Philosophischen Praxis: Vortrдge, Aufsätze, Gespräche und Essays, mit denen sich die Philosophische Praxis    in den Jahren 1981 bis 2009 vorstellte. Eine  Dokumentation. Köln, Dinter; Holzhey-Kunz А. Leiden am Dasein. Die philo- sophische Dimension psychischen Krankseins // Философия и психотерапия.  СПб.  :  Анатолия,  2014.  С.   16—30.

 Соединенные статьи: философская практика, само- трансформация,     экзистенциальный    опыт.