Чем занимается философ в отпуске? Правильно, он пытается совместить отдых, путешествия, встречи, блестящие планы и то, что он не успел сделать за весь прошедший год … Это называется философский отдых.
Поэтому Июль – это еще длинный тормозной путь, местами с ускорением. Но вот Август … это святое. Настраиваясь на наш новый проект, я предложила коллегам помедитировать над философским образом августа – и это было понято как “быть осознанным ловцом августовских переживаний и озарений”, и подхвачено как возможность вдохновляться, смаковать, конструировать, пережить и словить философски САМ АВГУСТ.
Но что значит “помедитировать”? |
В классическом смысле, это “полное погружение всех формальных средств созерцания и мышления в явление; медиальный эффект такого погружения состоит в том, что порождаемый им чувственный образ, отрываясь от пуповины субъективного ego, становится как бы «ничьим», нейтральным и самобытным. ” В.Н. Железняк (“Мышление и воля”). А в неклассическом смысле, Август надо цедить медленно, как грушевый ликер… Это то же самое, но в ином развороте дискурса. |
Итак, я выбрала лишь несколько записей из блогов моих коллег (авторство указываю их инициалами).
Н.В.:
Верую в Бесконечную Красоту Вселенной, учения Платона, Святого Августина и Макса Шелера, порядок ценностей, выстраиваемый в человеческом сердце, возможность переживания сакрального во всех областях общественной жизни, свободу как высшую ценность, и также любовь, труд и непревзойденный стиль, которые позволят эту свободу реализовать (31.07.).
Парресия – “свободоречие”, право говорить перед Богом или людьми без боязни, без робости и смущения. Классическое античное сознание рассматривало парресию как атрибут полноправного гражданина в кругу равных (противоположность – скованность и приниженность раба). Христианское сознание усмотрело в парресии дар Бога, утраченный человеком при грехопадении; только праведник, до конца победивший грех, заново обретает это исконно человеческое первородство (02.08.).
Свобода может быть по-настоящему реализована лишь благодаря упорядоченной системе (03.08)…
Может показаться, что это слишком сурово, ригористично … Но сегодня заботу о себе (Ἐπιμέλεια) многие склонны понимать, так, как на первой картинке. Но, по крайней мере, должно веять чем-то иным …
Н.А.:
Я никогда сильно не горела желанием заниматься дачными делами. Вот и вчера, пребывая в пространстве сада-огорода, наевшись ягод, собрав огурцов, нащипав зелени, напоив иссохшую под палящим солнцем растительность, я сидела и размышляла о смысле дачной культуры…
Подумалось, что дача – это форма постижения и участия человека в жизненных процессах природы, это – внесение человеческого порядка и представлений о совершенстве в природу, это – со-творчество бога/богов и человека…Перед отъездом я прочла шикарную статью Колесникова И.Д. о связи идеи Ф. Ницше о “вечном возвращении” и духа Античности. Вечное возвращение как идея греческого мира – это доведенная до совершенства и славы жизнь, в которой отпечатывается нечто вечное (Дионис) и типичное (Аполлон)… Вечное возвращение – это вечное возвращение Аполлона, ибо мощь жизни/Диониса неизбывна… Порядок (Космос) есть вечно создаваемые и производимые – посредством Слова, Числа, Знака и Алгоритма – символическое, типичное культуры “просвещенной радости”.
Август – это высветленная радость посредством творческого усилия человека участвовать в умножении жизни или хотя бы в созерцании ее щедрот.
Подумалось, что август и есть символ вечного возвращения, ибо здесь жизнь доходит до своей полноты, славы и искусности (человек предъявляет жизни свою гениальность в искусстве создавать плоды, множить саму жизнь). Август – итог достигнутого равновесия дионисийского и аполлонического начал мира при дальнейшем усилении последнего.
Август – это раскрывший себя в полную силу Аполлон, который еще не подозревает, что тем самым он все более сковывает для себя Диониса и готовит себе же вечный холод Космоса… И – именно для избежания последнего – ему придется в будущем на время уступить Дионису для своего нового возвращения к настоящему, в настоящее…
И следующая запись – о хотении и волении (из “Незрелых мыслей вслух”) … а потом и отклик на Н.В. …
Е.В.:
Заселилась в отель. Что-то типа мансарды. Окна наверху. Светлый августовский день. А на столике лежит вот этот желтый увядший листочек. Первые признаки осени среди солнечного великолепия. Даже хокку захотелось сочинить…
Все лето меня вызывает то один, то другой проректор. Я все время провожу какие-то заседания рабочих групп или хожу на встречи в Министерство. Один проректор меня отправляет на запад. Другой на восток. В сентябре три мероприятия. Не знаю, на чем остановиться…
Мы с коллегами (Igor Bezukladnikov, Olga Burova) подготовили к публикации статью “Готово ли общество взаимодействовать с искусственным интеллектом и роботами? (Анализ результатов анкетирования в России и Японии)”. В ней описаны предварительные результаты нашего совместного российско-японского проекта Future Relations between Humans and Artificial Intelligence/Human-Robot-Interaction (13.08.).
Августовская обыденная нирвана, или искусство Mit-dasein. Убеждаюсь все больше в этой нехитрой мысли. Главное в продвижении своих идей и проектов (помимо таланта и воли) – это психология. Точнее, умение выстраивать отношения с другими людьми. ДРУГИМИ. Мощный потенциал со-общения. Стратегическое искусство мудрой коммуникации. Китайцы постигли эту науку еще в древности. В чем ее суть? Конфуций сказал: «Благородный муж никогда не останется один. Он обязательно соберет вокруг себя соседей” (=имеется в виду «людей, близких по духу») (23.08.)
Август бодрит в начале. Но в конце порождает печаль. Затянувшееся прощание с летним солнцестоянием, лазурно-небесной беспечностью и неадекватной верой в то, что удастся выполнить все пункты блестящего летнего плана 2018. Смотрю со светлым смирением вослед каждому дню. Как песок сквозь пальцы ускользают ненадежные августовские мечты. Впереди новые заботы, утомительные дэдлайны, амбициозные проекты. Блеск предстоящей суеты вдохновляет и пугает. А где-то там на задворках сознания возникает смутной образ “болдинской осени”. И вот из пены августовских дней рождается надежда на более строгое творчество, которое возможно только унылой русской осенью (25.08.)
Я знаю, что осень может быть унылой, а Е.В. – нет! И по складу души, и потому, что бизнес-миссии, меморандумы и полёты не позволят. На каждой кафедре должна быть своя Е.В., и тогда …
И, наконец, мои ассоциации Августа (и тому подаренная картинка помогла) … раз я сама это затеяла:
Работа Августа … Это отдых, но это и работа особого рода. Редкая работа, да и не все могут … Не пахать и не скакать, не вкладывать, двигать и гнать – а собирать… Не “делать” опять и опять, а принимать то, что уже давно было запущено и заряжено, а теперь идет своим ходом. И первый смысл – пожинать. |
Август не призывает как январь, не манит, как апрель, и не обнадеживает, как июль. Он – дает,он – сама данность… и это то, что нельзя отложить или пропустить. То есть, можно, но было бы глупо … Поэтому присутствие (presence) и созерцание – то, что нужно. Взять то, что поспело, даже “выспело” и уже течет … Август удался, если внутренние голоса и другие крики: не успела/…ешь/…ем/…ют/…каюк – растворились в тумане, уступили солнцу и сошли вместе с росой.
Второй смысл связан с наслаждением. Вбирать не спеша, “тянуть как грушевый ликёр” … Август – это не экстаз, ну – или перманентный, замедленный и умиротворенный экстаз, вся эта симфония обыденно-прекрасных вещей, перетекающих друг в друга … (список своих наслаждений опускаю … вставьте сами нужное, доступное или удавшееся).
Отсюда третий смысл – собирать воедино все фрагменты – прислушаться к дальним голосам и неявным знакам, уловить в свои широко раскинутые сети тайные связи, выжидать в засаде появление деталей и штрихов, рассеянно внимать всему, что есть и может быть. И, конечно, запасать – в наших амбарах и закромах, в баночках с особенными крышечками … в укромных местах, в жилах, в токах души, в памяти движений и сердца.
И четвертый смысл – завершать и улаживать. В этом неспешном течении жизни дела “устраиваются”, что-то давнее наконец воплощается, зависшее и завязнувшее находит свое разрешение. И эта завершенность в жизненных мелочах (не мелочах, конечно, а моментах жизни, но ведь было отодвинуто перед чем-то более важным) – это устроение жизни дает больше легкости, освобождения… дает правильный темп и уверенность, что и остальное будет сделано, а жизнь без нажима – особо прекрасна.
Да, неспешность, удовольствие, здесь-бытие и лад созданы друг для друга … И еще – август сам себя завершает и уходит … удаляется! – царственно. Определенно и ясно (рубеж известен), со значительностью до последнего момента (не мельтеша и не линяя) и оставляя следы (о, это не те следы, что после отъезда гостей) – дары своей милости и проявления немеркнущей ценности.
Например: “Еще есть время. Пользуйтесь.” (27.08.)
Резюмируя … Жизнь идет в её обыденном, деловом ритме, и официальная её сторона постоянно перед глазами. Философская практика начинается, когда мы внимательны к своей жизни, к самым простым её моментам, когда делаем то, что любим и можем говорить об этом ясно, открыто … тогда это пробуждает. В других тоже пробуждает. И еще вот это вот послание: Духа не угашайте.
Августовские дни надо закладывать меж страниц книг, как закладки, чтобы потом вытряхивать их жар в промозглом ноябре, достав эту книгу с полки.