Socrat-2020

Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020

ПОЗНАКОМЬСЯ С СОКРАТОМ ПРЯМО СЕЙЧАС!

Краткое описание

На основе базы данных, накопленной в области философской практики, будет разработано и апробировано программное обеспечение, позволяющее иностранному студенту в диалоговой форме получать всю необходимую информацию об особенностях жизни в уральском регионе, об истории, культуре, инфраструктуре и прочих аспектах социальной жизни, что позволит с учетом адресного запроса индивида совершенствовать навыки его культурной, образовательной и когнитивной компетентности, повышающие качество его жизни, эффективность обучения и способствующие гармоничной интеграции в социально-культурную жизнь города и региона. В силу современных процессов в науке, образовании, культурной и социальной жизни адаптация к ним невозможна без ориентации на цифровые технологии. В проекте предлагается решение локальной, но важной задачи: посредством цифровых технологий организовать процесс адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, находящихся в ситуации когнитивного диссонанса в чуждом культурном пространстве, что обусловлено культурными различиями, разным жизненным укладом, разными ментальными установками и т.д. В этих условиях необходимо, чтобы культурное консультирование осуществлялось быстро и своевременно, в контексте возникшей проблемной ситуации, за несколько “кликов”. Основываясь на результатах проведенного нами социологического исследования с иностранными студентами, выявившего запросы на разрабатываемый нами цифровой продукт, будет проведена выборка “негативных” (проблемных) маркеров целевой группы, соответствующих устойчивому запросу на основе серии интервью в фокус-группах; будут подготовлены содержание и структура алгоритма диалоговой базы чат-бота на основе серии семинаров исследовательской группы проекта; будут проведены тренинги с иностранными студентами с целью разработки оптимальной диалоговой модели поиска решений проблем; будет проведена апробация чат-бота в экспериментальной группе, а также опросы и интервью в экспериментальной и контрольной группах с целью сравнительного анализа; с целью презентации пакета программного обеспечения Адаптационного чат-бота для иностранных студентов будут проведены выставки и круглые столы для широкой общественности; результаты работы получат широкое освещение в СМИ региона.

Цель

  1. Эффективная адаптация иностранных студентов посредством чат-бота Сократ-2020 для совершенствования навыков их культурной, образовательной и когнитивной компетентности, повышающие качество их жизни, эффективность обучения и способствующие гармоничной интеграции в социально-культурную жизнь города и региона.

Задачи

  1. Проведение выборки “негативных” (проблемных) маркеров целевой группы, соответствующих устойчивому запросу
  2. Подготовка содержания и структуры алгоритма диалоговой базы
  3. Презентация пакета программного обеспечения Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020

Обоснование социальной значимости

В России проблема социально-психологической и культурной адаптации иностранных студентов стоит особо остро. По сведениям Минобрнауки РФ в 2019 году численность студентов из-за рубежа составляла более 297 тысяч и их количество растет. Как отмечается в паспорте нацпроекта «Образование», в 2024 году общее число получающих высшее образование иностранцев в российских вузах должно составить около 425 тыс. В Уральском федеральном округе несколько десятков крупных вузов, где обучаются иностранные студенты. В настоящее время в вузах Челябинской области получают высшее образование более 5 тыс. иностранных студентов. Большую долю в числе иностранных студентов занимают выходцы из Казахстана, Узбекистана, Египта, Китая, Ирака, Таджикистана, Узбекистана и др. Обучаясь в вузе другой страны студенты-иностранцы зачастую не приспособлены к новым условиям, культуре, не знают языка, у них другие ценности, нормы в общении со сверстниками, они не знают особенностей повседневного быта, социально не защищены, плохо усваивают образовательную программу, рискуют потерять собственный язык и культурные особенности своей личности. Все это существенно затрудняет процесс социализации и интеграции в обществе иностранных студентов, существенно снижает эффективность их обучения в вузе. Студенты-иностранцы оказываются не только в условиях «культурного шока», но и психологического и когнитивного диссонанса. Причиной данного диссонанса является отсутствие необходимой информации об особенностях жизни в регионе проживания, которою можно получать в адаптивной, контекстной и диалоговой форме, что обуславливает актуальность проекта и практическую значимость разработки адаптационного чат-бота для иностранных студентов российского университета Сократ-2020. Особо остро потребность в подобной разработке выявилась у иностранных студентов, которые оказались в кризисной ситуации в период пандемии COVID-19. Для выявления потребности в чат-боте и наиболее актуальных проблем иностранных студентов нами в октябре 2020 г. был проведен опрос в Южно-Уральском государственном университете среди 27 студентов-иностранцев из Китая, Казахстана, Ирака, Таджикистана, Сирии. Опрос носил полевой характер. Результаты опроса подтвердили необходимость разработки адаптивного чат-бота. В ходе опроса было выявлено, что больше всего студентов-иностранцев волнуют проблемы в общении с одногруппниками других национальностей и преподавателями; недостаточного знания менталитета страны пребывания и норм поведения, что естественным образом негативно сказывается на их успеваемости и комфортном проживании в другой стране.
Адаптационные чат-боты для иностранных студентов активно применяются за рубежом (Chen, Z., Lu, Y., Nieminen, M., Lucero, A. (2020). Creating a Chatbot forand withMigrants:Chatbot PersonalityDrives Co-DesignActivities, DIS ’20:Proceedings ofthe 2020 ACMDesigning Interactive Systems Conference, July, pp. 219-130 Dimitriadis, D. (2019) Evolution inEducation:Chatbots, Homo Virtualis, 3 (1): 47-54).
Чат-боты эффективно интегрируются в электронное и смешанное обучение, а также автоматизируют повторяющиеся, рутинные задачи студентов и преподавателей. Среди популярных образовательных чат-ботов выделяют чат-бот для выбора курсов, чат-бот для предварительной регистрации, чат-бот для полового воспитания и т. д. Однако, обнаруживается нехватка программ, обеспечивающих адаптацию студента к новой среде (языковой, образовательной, культурной)). Используя технологию чат-бота Facebook Messenger, бот LBU, который поддерживается на настольных и мобильных устройствах, используя меню и ключевые слова, чтобы помочь студентам, которые уже используют множество программ для обмена сообщениями для общения со своими друзьями, таких как Snapchat, WhatsApp и текстовые сообщения, поэтому разработка чат-бота- это естественная эволюция для вовлечения студентов в удобную и культурную среду. Чат-боты могут решить проблему индивидуальной поддержки студентов, особенно в крупномасштабных сценариях обучения с более чем 100 студентами на одного преподавателя. Использование иностранными студентами адаптационного чат-бота Сократ-2020 ориентировано на постепенную интеграцию студента в социокультурное пространство с целью расширения возможностей обучающегося. География проекта Челябинск

Целевые группы

  1. Целевой группой нашего проекта являются иностранные студенты, которые учатся в университетах Челябинска. Состав экспериментальной группы – иностранные студенты Южно-Уральского государственного университета в количестве 40 человек. Состав контрольной группы – иностранные студенты Челябинского государственного университета и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета в количестве 65 человек.