Философские беседы с детьми как фактор развития «эмоционального интеллекта»

Вот уже три года я имею счастье общаться с детьми 7 – 9 лет Монтессори-центра «Школа разума» (г. Челябинск) по темам разработанного мной учебного курса «Философские беседы». Этот курс ориентирован на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы, что в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения, развивает интерес к учению, умение и желание учиться. Смею надеяться, что он делает содержание образования максимально практичным, т.е. ориентированным на конкретные способы мыследеятельности, на применение приобретенных компетенций в реальных жизненных ситуациях, в контексте насыщенной смыслами, философски нагруженной речи. В качестве учебного материала я использую философски нагруженные сюжетные новеллы (мультфильмы по сценарию Г. Остера).

Не трудно убедиться, что в младшем школьном возрасте отношение к окружающему миру выражается в эмоциональной направленности. Семилетний возраст, согласно Л.С. Выготскому,  – это начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, который рождает для него множество новых переживаний. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни. Например, этические категории добра и зла ребенок в этом возрасте видит исключительно в эмоциональном поле, а сами эмоции, которые он в состоянии самостоятельно интерпретировать, он в свою очередь выражает через понятия добра и зла (хорошо – плохо).

В этом возрасте у ребенка формируется первая модель мира, ярко окрашенная эмоциями, сопряженная с эмоционально-образным способом познания. Данную модель в известном смысле можно характеризовать как «эмоциональный интеллект», если придерживаться неклассической теории «множественного интеллекта» Г. Гарднера. Интеллект здесь рассматривается как потенциал, наличие которого позволяет индивиду использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста. Простейшей единицей модели «эмоционального интеллекта» является переживание. Трудно сказать, чем обусловлена эта единица – особенностями самого ребенка или влиянием среды. Однако именно переживание является ключевым элементом «эмоционального интеллекта».

Начиная с первой беседы, я стараюсь направить внимание детей на рефлексию по поводу переживаний, возникающих у них по поводу мира повседневности и своего самоопределения в нем.

«Эмоциональный интеллект» можно рассматривать как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.

Акцентируясь на модели «эмоционального интеллекта», можно, с одной стороны, развивать когнитивные способности посредством распознавания и идентификации эмоций, с другой стороны, личностные способности, которые, в свою очередь складываются из поведенческих (эмоциональная саморегуляция) и сенситивных (эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмпатия и т.д.). Например, самопознание – это прежде всего способность идентифицировать свои эмоции, знать их, знать свои слабые и сильные стороны. Если любая исследовательская задача формулируется в терминах удовольствия, более вероятно, позитивно-аффективные состояния помогут ее выполнению. Хорошее настроение и положительные эмоции способствуют гибкости мышления и выработке оригинальных идей. Таким образом, ключевая функция положительных эмоций состоит в укреплении и формировании когнитивных ресурсов личности.

Оставьте комментарий