Философский ретрит Deep Philosophy в Италии (15-17 марта 2019)

Философия начинается там, где пробуждается жизнь. Пробуждение — это обретение силы, постижение ее источника, переход в новое состояние. То же самое происходит и с нашими идеями о жизни. Дремали, дремали … и вот появился шанс подумать об источнике вдохновения, ощутить его силу, открыть в себе те глубины, в которые давно не заглядывал, а может и не знал о них вовсе. Какие уж там глубины, когда скачешь или ползаешь по поверхности как «земляная блоха» (Ницше). И вот является это: «We lie in the hands of immense intelligence which makes us receivers of its truth and organs of its activity … we only let its beams pass … if we try to look into the original soul, all philosophy is mistaken» (Ralph Waldo Emerson).
    

 

Осознание этого открывает новое звучание для философских текстов и истории философии в целом. Мы никогда не философствуем в одиночку. Наше философтвование рождается по поводу нашего отношения к той или иной идее, по поводу того или иного события, по поводу той или иной значимой встречи. То есть все самое важное разворачивается в пространстве «МЕЖДУ» в пространстве ДИАЛОГА (внешнего или внутреннего), то глубокого и спокойного, то резонирующего в полифонию голосов и идей. «… Philosophy possesses only the reality which it achieves historically in each philosopher … A contradiction arises only when a philosopher affirms more than he actually sees. Thus, all philosophical visions are true…» (Julian Marias)

Брандо: атмосфера философского ретрита

 

 

Сила философских идей — это мирная сила. Не ощутив на себе эту силу, так и не удастся проникнуть в глубину филосфской мысли. Философские идеи будут плавать на поверхности нашего сознания как опавшие листья и сухие ветки — обломки кем-то сконструированных систем. Платон бла-бла-бла…, Аристотель бла-бла-бла… А зачем это знать? Нужно знать другое, как самому идти по компасу этих идей в том направлении, куда влечет тебя жизнь. Это путешествие без цели, любая поверхностная цель — иллюзия и соблазн. Будущее — всегда тайна. Нас увлекает сам процесс путешествия и те двери, направления, лабиринты, котрые открывают философские идеи. «No known being is being itself … For us being remains open. On all sides it pull us into the unlimited. ENCOMPASSING. We enter the widest realm of possibility. Everything that has being for us receives a depth from its relations to this realm…» (Karl Jaspers).
   
Реальность взывает к нам. Мы слышим ее голос иногда ясно и отчетливо, иногда смутно. Иногда напрямую, как обращенный лично к нам зов или вызов, иногда опосредованно чрез шифры философских текстов, произведений культуры и искусства. Философствование невозможно без этого навыка слушания и слышания. В зове бытия мы не различим знакомых нам звуков, которые дают нам привычные обазы-копии знакомых объектов. Но этот зов способен пробудить наше вдохновение, дать возможность выразить себя в соотвествии с ним, пережить уникальные моменты радикального преобразования. Тогда мы услышим: «I am not what I have always assumed I was: the source of presence, therefore, being itself … NOTHINGNESS is not an intruder into my world, not an ‘other’. It is what I myself am … My ultimate emptiness is a change that changes everything about everything … And we can receive this intimation only when we are in a state of amazement and awe that fills us with reverent terror and holy joy» (Jerome Miller).
 

Что же нас побуждает заниматься Deep Philosophy? Стремление к самопознанию и больше ничего. Ведь только здесь может быть достигнута цель философствования, если стоит ее вообще формулировать. Только в знании о себе мы в состоянии достичь наивысшей мудрости и реально быть мудрее всех. Аутентичность избавляет нас от лжи явной и скрытой, от различных форм манипуляции и самообмана. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, но нужно всеми силами стремиться жить честно. Только на этом пути философские проблемы смерти, свободы, одиночества, смысла жизни могут иметь решение. Все другое — не философия, а только игра в нее. «We must try to preserve and expand the sense of the ineffable, to remember constantly the superiopity of our task in comparison to our will, and to keep aflame our awareness of living in the great fellowship of all beings…» (Abraham Heschel)

 

 

 

 

Оставьте комментарий