О чем Вы размышляете под запах ароматного кофе?
Содержание понятие духовности и рядоположенных терминов (дух, духовный) отдано сегодня во власть мистицизма и спиритуализма, идеализма. Но не того высокого идеализма, о котором писал Георг Гегель как проявлении Абсолютного Духа; а только лишь того, что постулирует идею относительной свободы души и духа от материи. Поэтому сегодня духовные упражнения в сознании людей в лучшем случае связаны с медитацией и йогой, а в худшем — со спиритическими сеансами.
Вместе с тем, идея духовных упражнения уходит глубоко корнями в античную философию. Мудрость древние философы передавали в письмах своим друзьям, в речах слушающим на Агоре, в дневниковых записях.
Жемчужины философской мудрости обнаруживаем мы сегодня в произведениях стоиков, в том числе, в работе Марка Аврелия, императора и философа, запечатлевшего пути своей мысли в размышлениях наедине с собой:
Поступать во всем, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни
…
Уйти от людей не страшно, если есть боги, потому что во зло они тебя не ввергнут. Если же их нет или у них заботы нет о человеческих делах, то что мне и жить в мире, где нет божества, где промысла нет?
Из книги 2, пункт 11 «Размышлений» по Марку Аврелию
Философская практика как делание философии с самим собой по-новому раскрывает для нас мудрость древних. Философская практика указывает на значимость философских идей не в теоретическом дискурсе (как я понял, что могу об этом написать), а в практике их применения (что я могу из этого почерпнуть для себя). Философская практика открывает перед нами сокровищницу философского знания, развивающего и укрепляющего дух.
Просыпайся не с заботами о делах, но с думами о том, что в этот день можешь ты изменить, улучшить внутри самого я. Засыпай с мыслями о том, как провел ты этот день, что нового обнаружил ты в себе.
А какие духовные упражнения используете Вы?