Как ни странно, современные интеллигентные люди мало философствуют, хотя повсеместно демонстрируют свою начитанность и осведомленность в области философии. Путь в философию им пришлось проходить в одиночку в слепом блуждании по лабиринту идей. Что они усвоили абсолютно точно – это то, что философия, какая она есть на самом деле, это совсем не то, что преподают в университетах. Образ философии как прислужницы науки или идеологии так глубоко въелся в сознание интеллигентного человека, что его уже не вытравишь никакими модными философскими течениями. Этот образ продолжает успешно насаждаться нынешней образовательной системой, пропитанной позитивистским духом, банальностями и догматизмом. Неуклюжие и тяжеловесные пируэты мысли такой философии вызывают отвращение у любого нормального человека. Тогда на свой страх и риск, не получая ни помощи, ни совета, современный человек начинает выстраивать свое «философские образование» в одиночку. Собирая по крупицам философские идеи и пытаясь отразиться в них, он, как правило, усваивает лишь то, что оставляет в его памяти наиболее яркие образы. Философия становится средством самолюбования. Вместо разоблачения иллюзий такой доморощенный «философ» лишь умножает их.
Интеллигентный человек может иметь ту или иную философию (мировоззрение), но он совсем не умеет ей пользоваться, не практикует ее, не философствует. Философствование – это исполнение мысли, ее завершение. Если провозглашен лишь тезис, не подкрепляемый никаким аргументом, или если между тезисом и аргументом не прослеживается логической связи, то мысль остается неисполненной, незаконченной. Собственно и мысли нет, есть только «мыслеподобие» (как это определял философ Мераб Мамардашвили). Философия, не подкрепленная и не осуществляемая философствованием, есть просто набор догм, красивых лозунгов, этикеток. По большому счету, настоящая философия это и есть философствование. Самое главное в философии – это процесс проговаривания, исполнения мысли. Включенность человека в этот процесс, его полное погружение в него, все это и дает прирост смысла. Читая философскую книгу, человек «запускает» в себе этот процесс, он становится действующим лицом, участником диалога, он аргументирует каждый тезис автора примерами из своего личного жизненного опыта, поэтому та или иная философская идея кажется ему столь значимой.
Но вот книга прочитана. Как использовать то уникальное знание, которое человек открыл в себе с ее помощью? Как сообщить это другому человеку, не растеряв при этом всю полноту смысла? Необходимо некое сообщество, «колледж» мыслящих людей, которые бы практиковали философию и практиковались в философствовании. Это может быть что-то наподобие философского клуба, философского кафе, философской гостиной. Главное, что данные сообщества должны быть выстроены не по принципу научных, образовательных или лечебных учреждений. Принцип их деятельности должна задавать не норма того или иного социального института, а личный интерес, инициатива, самоопределение каждого участника этого сообщества. Главное условие – высказываемые мысли должны быть аргументированными и законченными, и они должны быть выслушаны и обсуждены.