Как правило, существуют определенные пусковые моменты, или состояния, которые побуждают посетителя философской консультации искать диалога с философом-практиком. Обычно таковыми являются разочарования, неожиданные переживания, столкновения с другими людьми, удары судьбы, неудачи, неприятные или просто надоевшие и скучные жизненные ситуации. Как правило, проблемы, по поводу которых могут обратиться к философу-консультанту, связаны с мучительными сожалениями, вопросами, которые люди не могут ни решить, ни отбросить. Согласно характеристике Г. Ахенбаха, это люди, которые могут ладить с «прозой» своей повседневной жизни, но живут со смутным ощущением того, что они никогда не поднимались до уровня настоящих своих задач. Они считают, например, что их реальность никак не соответствует их возможностям. К философу-консультанту приходят те люди, которые хотят не просто жить или с чем-то разобраться, но, скорее, отдавать себе отчет в своей жизни, прояснить ее контуры, все ее многочисленные «откуда», «зачем» и «для чего». Достаточно часто их потребность состоит в том, чтобы поразмышлять над определенными обстоятельствами, специфическими затруднениями, двойственным течением своей жизни. Короче говоря, цель их визита к философу-консультанту заключается в том, чтобы понять и быть понятыми.
В чем же состоит используемый «метод»? Согласно Г. Ахенбаху, философия работает, скорее, над методами, чем при помощи методов. Подчинение методам является делом науки, а не философии. Философское размышление является не движением по заранее проложенным путям, а вечным поиском «правильного пути» заново, оно не занимается совершенствованием техник размышления, но проясняет их. И потому цель его состоит не в том, чтобы показать собеседнику философски выверенный жизненный путь, но помочь ему продвинуться вперед по своему собственному пути.
Философия не просто «прилагается», например, путем лечения проблем собеседника Платоном, Гегелем или кем-либо еще: лекция не является рецептом исцеления. Философ-консультант, по словам Г. Ахенбаха, ответственен ни за «что-то», ни за что-то особенное или специальное, чем он готов – до того, как он оказывается в каждой конкретной ситуации, – управлять в соответствии с профессиональной компетенцией, и теперь предоставляется случай для этой особенной компетенции. Компетентность философа требуется только для той или иной определенной проблемы. Короче говоря, в этом особом случае он становится ответственным за этот особый случай.