Тишина нашла Вас или Вы находите свою тишину?
Работая n-ное время преподавателем в университете, с необходимостью сталкиваешься с проблемой тишины в учебной аудитории. С той же проблемой сталкиваешься в присутственных местах в ретритной практике. Недавние события побудили меня задаться вопросами о том, что такое тишина и возможна ли ее форсированная реализация.
Начнем по порядку…
Тишина есть противоположность шуму и грохоту, но не звуку. Крики, громкую речь, звонки рингтонов и гудки автомобилей я отнесу к шумам, а вот звук ветра или пение птицы, или шорох волн — это уже звуки природы, близкие к тишине в большей степени, нежели к стрессовым шумам.
Предполагается (так уж заведено, правда, не совсем понятно кем), что в учебных аудиториях и в ретритных пространствах (ретриты по философской практики, например) должна быть тишина. Но ведь тишина тоже бывает разная. Только вот когда она должна быть, она становится одинаковая.
А теперь пойдем от обратного: почему в учебных аудиториях и в ретритных пространствах нарушается тишина. Самые простые ответы: потому что скучно или непонятно. Легкая реплика или вопрос одного создают волновую реакцию, когда в создание шумов вступают несколько.
Но ведь тишина нужна! В студенческой аудитории — для усвоения материала, в ретритной — для бОльших инсайтов. Как ее реализовать?
И здесь мы достигаем развилки. Кажется, что наиболее простой путь — это заинтересовать аудиторию, сделать так, чтобы не было скучно и непонятно. Но как показывает практика, многие преподаватели и даже философы-практики никак не могут выбраться из оков паноптикума, а потому предотвращают шумы табу и запретами: нельзя пользоваться телефонами, разговаривать, задавать «неудобные» вопросы и вообще издавать любые шумы, не регламентированные обстановкой; в противном случае — будьте добры, покиньте аудитории, т.е. мы Вас «пометили», вывели из группы своих, отчасти опозорили.
И цель всего этого действа понятна, мы движемся к искомой тишине. Вопросы только остаются: как мы движемся и к чему придем?