Словарь философской практики как приглашение к со-творчеству
Словарь дает читателю уникальную возможность погрузиться в язык философской практики. Это результат работы российских ученых, плодотворно сотрудничающих с зарубежными коллегами в области философской практики. В словаре кратко и основательно раскрываются наиболее распространенные базовые понятия философской практики со ссылкой на зарубежные источники, которые пока малоизвестны российскому читателю. Это проективный словарь — приглашение к совместному творчеству для дальнейшего осмысления философской практики. Словарь предназначен для широкого круга читателей.
Предисловие к словарю Язык философской практики
Философская практика постепенно становится признанной профессией. Во многих странах созданы ассоциации представителей этой профессии, увеличивается количество клиентов, пользующихся услугами практикующих философов. Однако актуальным для нашего словаря является не институциональный аспект этой темы, а сущностный и категориальный аспекты, собственно то, что представляет собой философская практика как направление современной философии. Каков понятийный аппарат философской практики? Что составляет инвариантную (базовую) составляющую этого аппарата, а что характеризует его вариативные особенности в зависимости от области применения и ареала распространения? Как в свете философской практики «трансформируются» и видоизменяются базовые понятия философии, психологии и педагогики? Ответом на эти и многие другие вопросы является данный словарь, который стал плодом усилий целого коллектива российских философов.
Словарь дает возможность читателю не просто разобраться с основными понятиями, которые получили наибольшее распространение в философской практике, но и наметить для себя область собственных интересов в этой сфере. Большинство статей словаря написаны в проективном стиле, они вовлекают читателя в обсуждение от- крытых проблем, а не навязывают директивно одну единственную точку зрения. Тем самым любой читатель может стать соавтором каждой статьи за счет своих собственных размышлений, профессионального и жизненного опыта. Так и должно быть, ведь самым главным философом для человека является он сам. А философ-практик, если воспользоваться парадоксальным утверждением Г. Ахенбаха, специалист в не-специальном, он относится к своему посетителю всерьез: он понимается не при помощи теорий, т. е. схематически, не как «пример, подтверждающий правило», но как то уникальное человеческое существо, которым он является. О нем не судят в соответствии с некоторой «мерой» (например, «здоровья»). Вопрос состоит скорее в том, живет ли он в согласии с самим собой.
Особенностью философской практики в отличие от академической философии является то, что она должна ориентироваться на темы, проблемы и вопросы, которые занимают того, кто обращается к философу. Философия, которая начинается именно с того, о чем ее спрашивают, безгранична в отличие от требований, предъявляемых к наукам. В этом еще одна объективная трудность составления словаря по философской практике. Ведь философская практика — не научная специальность, не учебная дисциплина в академическом смысле слова. И философ- практик — не эксперт. Следовательно, то, что является философской практикой, также нельзя определять через указание на какую-то особую «компетентность». Философия, которая начинается с того, что другие предъявляют ей, может руководствоваться этим правилом только тогда, когда она рассматривает каждую проблему как философ- скую проблему и оценивает каждый вопрос философски, т. е. как вопрос, который ведет к философии.
По остроумному замечанию Л. Амир, в практике образования сформировалось «несерьезное» отношение к философии. Примером этого отношения может служить солидный университетский профессор, который считает, что философская теория слишком абстрактна и не имеет отношения к повседневной жизни. Однако только в практике общения можно на деле узнать, в чем разница между серьезной (но ненужной) самоотдачей и серьезным (действительно не- обходимым) отношением к своей работе: нужно серьезно относиться к своей работе, но не к самому себе.
Профессор философии, который считает, что его дисциплина не относится к жизни, несерьезно относится к своей профессии. Если бы он как преподаватель философии относился к своей профессии серьезно, он тем самым участвовал бы в одной из форм философской практики, ибо хорошее преподавание подразумевает глубокое проникновение в предмет и способность к общению, что уже является формой философской практики. Более того, даже если этот профессор «просто» преподает философию, он может без специальной подготовки быть философом- практиком для всех интересующихся философией. Все, что требуется, — это просто быть хорошим философом, то есть человеком, который не избегает прямого контакта со студентом или клиентом (тем же студентом), с энтузиазмом относится к своей профессии, стремится к сути, знает, как слушать, задавать вопросы, объяснять и уточнять. Если это так, то между академической философией и философским консультированием нет разрыва. Поэтому многие статьи нашего словаря посвящены вопросам интеграции философской практики и практики образования детей и взрослых, что является адекватным ответом на те вызовы, которые предъявляет образованию современность.
Философия есть «вещь» универсальная, потому что она включает в себя все знания, все, что было продумано, исследовано и узнано, принадлежало ей, на философии базируется весь мир знаний во всем его многообразии. Она находит ко всему доступ, потому что ранее ее перво- начальный элемент уже присутствовал в любом знании, мнении, даже чувстве в качестве мышления, которое в очень широком значении философ Гегель называл «духом». Как только это станет ясно, философию можно смело применять ко всему, с чем она столкнулась.
С. В. Борисов