Лидия Амир в настоящее время является приглашенным профессором кафедры философии Университета Тафтса (США), доцентом Академического колледжа Бейта Берла ( Израиль), президентом израильской ассоциации философской практики. На протяжении всей своей академической карьеры она пропагандировала философские идеи, как в академической среде, так и за ее пределами, используя свой богатый опыт для компаративистских размышлений.
Новая книга Лидии Амир “Принимая философию всерьез” инициирует метафилософский диалог, который бросает вызов разграничению между академической и практической философией.
Существует два основных способа не принимать философию всерьез: примером первому служит профессор философии, который считает, что философская теория не имеет отношения к жизни; другой пример – психотерапевт, который также считает, что философская теория далека от реальной жизни.
Профессор философии, который считает, что его дисциплина не относится к жизни, несерьезно относится к своей профессии. Если бы он как преподаватель философии относился к своей профессии серьезно, он тем самым участвовал бы в одной из форм философской практики, ибо хорошее преподавание подразумевает глубокое проникновение в предмет и способность к коммуникации, что уже является формой философской практики. Более того, даже если этот профессор «просто» пишет об этом или преподает, скажем, эстетику или онтологию, он может без специальной подготовки быть философом-консультантом для всех интересующихся эстетикой или онтологией. Все, что требуется, – это просто быть хорошим профессором, то есть человеком, который не избегает прямого контакта со студентом или клиентом (тем же студентом), с энтузиазмом относится к своей профессии, стремится к сути, знает, как слушать, задавать вопросы, объяснять и уточнять. Если это так, то между академической философией и философским консультированием нет разрыва.
Философ-консультант, который считает, что философская теория не важна, не так сильно отличается от профессора, о котором говорилось выше. Ибо консультант не дает своей собственной дисциплине, философии, проявлять любовь к мудрости или быть плодотворным «путеводителем» по жизни. Он скорее будет заимствовать формы консультирования из других дисциплин, таких как психология, теории New Age и т.д. Однако не принимать философию всерьез, значит не верить в ее силу, не принимать ее такой, какая она есть и не пользоваться всеми ее богатствами, а просто использовать ее время от времени, искажать и выдавать ее за то, чем она не является.
Серьезно относиться к философии, значит быть верным ее целям: формы обучения могут быть разными, в отношении консультантов, групп вне университета или в университете, но цели должны быть одинаковыми, иначе философия исчезает. На мой взгляд, у философии есть три взаимосвязанные цели. Во-первых, это истина (даже устанавливаемая путем фальсификации (via negativa) как устранение ошибок, как в критическом рационализме Карла Поппера). Во-вторых, освобождение, пусть частичное, от иллюзий, предрассудков и интеллектуального эгоцентризма. И, в-третьих, мудрость, даже если она негативная, в смысле осознания того, что я не знаю, и выяснения того, что я не хочу знать, что приводит в конечном итоге к лучшему пониманию или осознанию. Отношение, которое связывает эти цели, скорее всего, следующее: освобождение от любой неправды есть путь к мудрости.