Я давно интересуюсь тем, как человек потребляет. Как потребляет. Что потребляет. Мне кажется, что сегодня нужно переосмысливать отношение к потреблению, заданному в середине XX века, в короткий период западных «государств благоденствия». К сожалению, жители постсоветского пространства столкнулись с возможность массово потреблять только в 1991 году. Поэтому сегодня разговор об ограничении личного потребления вызывает негодование. При этом фактически все возмущаются последствиями тотального «потреблятства» — загрязнением окружающей среды, горами мусора, гонкой за вещами и разделением на тех, у кого все есть и тех, у кого этого никогда не будет. Но они снова и снова покупают продукты в одноразовой упаковке, пользуются автомобилем для перемещения себя любимого по дороге «дом – офис – дом», каждый сезон меняют шмотки «на один вечер» и требуют заботы о себе со стороны государства. Пусть государственные мужи немедленно решат проблему с вывозом мусора из Челябинска. Да, и не забудьте, мусорный полигон и перерабатывающий завод не должен портить вид (и воздух) около моего сада!
Рационализация потребленческих практик не возможна без глубокой рефлексии. Гонка за вещами, за брендами, за лейблами – это попытка завалить черную дыру внутри человека, потерявшего себя. В эту же черную дыру потерявший себя человек отправляет алкоголь, наркотики, фастфуд, ширпотреб, сериалы, видеоигры, спорт, селфи, лайки, но не может наполнить ее. Дыра кричит «Дай мне еще. Больше! Больше, еще больше! Иначе я поглощу тебя.»
Для меня доступность потреблять товары и услуги ограничивается не только уровнем дохода, но и здравым смыслом. Полный отказ от благ цивилизации – это нонсенс для современного горожанина. Но я могу сортировать мусор на пищевые отходы, батарейки, пластик и бумагу. Я могу носить качественную вещь несколько сезонов и не размениваться на рекламные «заманухи». Но для этого мне приходится задать себе вопрос «Тебе это точно нужно? Зачем тебе нужно? Что эта вещь даст тебе?». И если ответом будут «удовлетворение тщеславия», «гордыня» или «я хочу быть таким же как все» — я могу обойтись без этой вещи. С духовным потреблением ситуация сложнее. Я честно признаюсь, что читаю Хайдеггера для того, чтобы знать о мире больше, чем «простые люди». И, возможно, это не самый верный подход к философии. Поэтому гордясь тем, что «я не ношу брендовые шмотки, а купил себе билет в театр или на выставку», «я не смотрю телевизор, зато я читаю Канта» мы не осознаем нерациональность своего подхода к потребление духовного, так же как те, от кого мы себя отделяем, не понимают неправильность «потреблятства».
И, пожалуй, стоит закончить цитатой из «Современного человека» Джорджа Карлина:
Я купил микроволновку в минимаркете
Я купил минивэн в мегамаркете
Я ем фаст-фуд в ближнем к обочине ряду.Я беспошлинный,
Подогнанный по размеру,
Готов к ношению,
И поставляюсь во всех размерах.Полностью укомплектованный,
Одобренный производителем,
Проверенный в больничных условиях,
Клинически разрешенное,
Научно сформулированное медицинское чудо.Я был предварительно выстиран,
Прошел предварительную обработку,
Предварительно подогрет,
Предварительно отобран,
Предварительно одобрен,
Предварительно упакован,
Просрочен,
Заморожен,
Двойным образом обернут,
Герметично упакован,
И у меня есть неограниченные возможности широкополосной связи.