Астраханский философ Людмила Баева предлагает вашему вниманию очень интересные, необычные и разнообразные игровые практики преподавания философии в условиях «больших потоков» (объединенных студенческих групп) на основе работы в командах. Об этом подробно написано на ее сайте, который я вам советую обязательно посетить.
Людмила Баева совместно со своими коллегами из Астраханского государственного университета разработала содержательное учебное пособие (текст размещен на ее сайте), которое подробно описывает опыт применения интерактивных методов, содержит примеры из практики, рекомендации по организации учебного процесса по дисциплине «Философия» в вузах. Пособие и описанные в нем методики можно использовать в сфере образования в вузах и школах не только в рамках гуманитарных дисциплин, но в преподавании в целом, поскольку, как утверждает автор, оно содержит современные принципы и методы активного и интерактивного обучения. В основе методики лежат принципы работы в командах (преподавателей и студентов), «равный обучает равного», «встроенного качества», визуализации, геймификации, контроля обратной связи, проектный подход. Целью обучения выступает формирование компетенций, связанных с изучением философии, развитие критического, системного, аналитического мышления, творчества, а также обучение лидерству и коммуникации.
Однако позволю себе высказать некоторые критические соображения по этому поводу, которые являются не более чем моими личными сомнениями, приглашающими к размышлению. Мне трудно назвать этот «астраханский проект» инновацией, хотя, конечно, такой способ преподавания не является традиционным. Смущает заявленная цель: «внедрить наиболее эффективные принципы обучения, прежде всего, работы в командах, обучения лидерским качествам, управления проектами и людьми, междисциплинарность, многозадачность, контроль качества и т.д.» Это замечательно, но причем здесь философия, и что собственно философского, кроме названия и краткого курса истории философии, мы имеем? Главные принципы «астраханского эксперимента»: 1) большие потоки (но это не столько выбор авторов, сколько «оптимизирующая» чисто экономическая мера, которой просто подчиняются); 2) интерактивность (замечательно, но в этом компоненте предложенные методики явно уступают хорошо продуманным онлайн-курсам); 3) командность и лидерство (неплохо для офисного работника или организатора культмассовых мероприятий, но какое отношение это имеет к собственно философским методам?)
Буду рад услышать ваши соображения по этим проблемным вопросам.
Современная вузовская реальность (прежде всего, наверное, технических вузов) диктует нам, преподавателям философии, очень жесткие условия — большие потоки, небольшие часы реальной аудиторной работы со студентом. Академические стены в таком контексте могут заглушить звук живой философской беседы.
Те реалии, что отметила Людмила Баева с коллегами, имеют место во многих университетах. Надеюсь все же, что не везде и не всегда преподаватель философии наталкивается на лекционный поток в 350 человек и семинарский в 90. И в среде этой университетской аудитории, навряд ли, большинство составляет искренне заинтересованных в читаемой дисциплина. Очевидно, что традиционные способы трансляции философского здесь не работают.
Однако! Искусство заинтересовать 350 человек философией, а не усыпить их.
Вполне возможно, что к методикам, представленным в пособии астраханских коллег, можно отнестись неоднозначно. Но, как утверждают авторы, некоторые методики продемонстрировали свою эффективность. И это достойно уважения!